Лотом называется прибор, с помощью которого измеряют глубины под
днищем судна. Навигационные лоты различных типов предназначены для
измерения глубин в 500 м и более. Лоты бывают ручные, механические и
ультразвуковые (эхолоты). На маломерных судах можно пользоваться только
ручным лотом.
Ручной лот предназначен для измерения глубин не свыше 40-50 м. Лот
состоит из гири и лотлиня (рис. 72). Гиря представляет собой свинцовую
пирамиду весом 3-5 кг, в нижнем основании которой сделана выемка. К
верхней части гири крепится небольшая проволочная стропка, обшитая
кожей. Кожа предохраняет лотлинь от перетирания и обрыва. К стропке
крепится трос-лотлинь длиной 52 м из пенькового линя или плетеного фала
толщиной 20-25 мм. Рекомендует-
Лотом называется прибор, с помощью которого измеряют глубины под днищем
судна. Навигационные лоты различных типов предназначены для измерения
глубин в 500 м и более. Лоты бывают ручные, механические и
ультразвуковые (эхолоты). На маломерных судах можно пользоваться только
ручным лотом.
Ручной лот предназначен для измерения глубин не свыше 40-50 м. Лот
состоит из гири и лотлиня (рис. 72). Гиря представляет собой свинцовую
пирамиду весом 3-5 кг, в нижнем основании которой сделана выемка. К
верхней части гири крепится небольшая проволочная стропка, обшитая
кожей. Кожа предохраняет лотлинь от перетирания и обрыва. К стропке
крепится трос-лотлинь длиной 52 м из пенькового линя или плетеного фала
толщиной 20-25 мм. Рекомендуется выбирать такой трос, чтобы вес троса
длиной 52 м не превышал веса гири, иначе будет трудно опеределить момент
касания гирей грунта и точно измерить глубину моря.
Рис. 72. Устройство и схема разбивки ручного
лота
Перед разбивкой трос сначала вымачивают, вытягивают, затем
просушивают. Схема разбивки показана на рис. 72. Сама гиря и стропка в
разбивку лотлиня не входят. В местах разбивки в трос вплесниваются марки
из кожи и цветных флагдухов по схеме:
5 м - кожаная марка с одним топориком
15 > > > с двумя топориками
25 > . > > с тремя топориками
35 > > > с четырьмя топориками
45 > > > с пятью топориками
10 > > > красный флаг дух
20 > > > синий флагдух
30 > > > белый флагдух
40 > > > желтый флагдух
50 > > > бело-красный флагдух.
В каждой пятерке маркировка на метры выполняется по
схеме:
1 м - кожаная марка с одним зубом
2 > > > с двумя зубцами
3 > > > с тремя зубцами
4 > s > с четырьмя зубцами.
Так получают шкалу для отсчета глубины.
У лотов, предназначенных для точного промера глубин, первые 15 м лотлиня
разбиты по 0,2 м и обозначены марками в виде небольших ремешков.
Лотом можно пользоваться для измерения глубины моря, обнаружения дрейфа
судна, стоящего на якоре, контроля постановки судна на якорь и съемки с
якоря в темное время суток.
Перед бросанием лота в выемку гири закладывают смесь сала с толченым
мелом или мылом. К этой смеси прилипают частицы грунта, ил, песок,
ракушки и т. д., по которым определяется характер грунта. Определение
глубины производят с наветренного борта, чтобы судно не навалило на
лотлинь. Если судно на ходу, то лот бросают вперед по курсу так, чтобы к
моменту падения гири на грунт лотлинь находился вертикально. По
нанесенным маркам в этот момент определяют глубину моря. Измерение
глубины на ходу требует от измеряющего большого опыта и сноровки.
Неопытный человек может неудачно выбросить лот и заденет им себя или
других.
Чтобы обнаружить дрейф судна, стоящего на якоре, с носовой части судна
спускают лот до грунта, дают немного <слабины> (ослабляют), закрепляют
за какое-либо устройство на палубе и ждут некоторое время. Затем
проверяют положение лотлиня: если он натянут прямо по носу, это значит,
что судно под действием ветра или течения дрейфует и якорь не держит.
После работы лотлинь просушивают. Периодически производят проверку длины
и разбивки лотлиня по точно измеренным отметкам на палубе судна.
На малых судах более удобным средством измерения глубины является
метршток, представляющий собой деревянный гладко выструганный шест,
окрашенный черно-белыми полосами шириной 10 см каждая. При проходе
мелководных участков и подходе к берегу в условиях ограниченной
видимости измеряют глубину метрштоком непосредственно с носа судна и по
характеру изменения глубины определяют возможность безопасного подхода к
берегу. Иногда метршток называют наметкой.