Судном называется сооружение, способное перемещаться по воде, неся на
себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка,
и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в
состав военного флота, принято называть кораблями.
Маломерные суда используются населением для туристских походов и
прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко используются они и
для нужд народного хозяйства, транспорта и флота. Во многих районах
(особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным
средством индивидуального пользования в период навигации.
Моторы не применяются только на академических гребных судах, на всех
остальных гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные
или стационарные лодочные моторы. На парусных яхтах, построенных как
гоночные или учебные и для этой цели эксплуатируемых, всегда может
возникнуть необходимость в передвижении судна под мотором. Поэтому на
них, когда они не участвуют в соревнованиях, можно иметь на борту мотор.
И гребные, и парусные суда в случае применения мотора становятся судами
с механическими двигателями, на них в этом случае распространяются все
соответствующие правила, относящиеся к судам с механическим двигателем.
К моторным лодкам (мотолодкам) следует относить маломерные суда,
приводимые в движение маломощными подвесными и стационарными двигателями
обычно в режиме плавания. Как правило, мотолодки имеют сравнительно
плавные обводы корпуса, без плоских глиссирующих поверхностей,
нормальную седловатость линии борта.
К катерам относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для
движения в режиме глиссирования или в переходном к нему. Для этой цели
катера имеют сравнительно мощные двигатели. Катера, как правило, имеют
глиссирующие плоские поверхности на днище, прямолинейную линию борта,
возвышающуюся к носу, корму с транцем и наименьшим надводным бортом на
нем. Катера имеют палубу в носовой части, кокпит, оборудованный съемным
тентом и ветровым стеклом, а также могут иметь надстройку.
Мореходные моторные лодки с шлюпочными (водоизменяющимися) обводами,
предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях
больших рек длиной более 7-8 м, называют ботами или моторными ботами.
Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель.
Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют
моторнопарусными ботами.
Боты разделяют и в зависимости от задач, которые они выполняют. Отсюда
лоцманский бот, промысловый бот, спасательный бот, водолазный бот и т.
п.
Под термином шлюпки подразумевают все гребные и моторные маломерные
суда, являющиеся штатными плавсредствами кораблей и судов всех видов
флота, служащие для спасания людей, транспортных (сообщение с берегом и
другими судами и т. д.) и специальных (завоза якорей, забортных и других
работ) целей. Отсюда шлюпки носят определенные названия - спасательные,
разъездные, рабочие и т. д.
Под термином яхты подразумеваются в первую очередь парусные, а также
моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения,
предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная
яхта, моторно-парусная, парусно-моторная и просто парусная.
Глиссер - моторное судно, имеющее реданы-поперечные уступы на днище
(чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными
моторами называются скутерами.
Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные
крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных
крыльях.