Мужское общество часть 1: Мужская изоляция
Получилось немного сумбурно, но тема мне кажется сложной и выразить мысли системно оказалось не так просто.
В 1925 году Молодой офицер Тамеити Хара с парой своих друзей в одном небольшом ресторанчике заказал себе за столик трех гейш. Они пели и танцевали для гостей, следили за полнотой чаш и температурой подогретого саке, оживленно щебетали, создавая за столом волнующую и радостную атмосферу. Когда они уходили, одна из гейш шепнула : "Лейтенант, приходите завтра вечером один и вызовите меня снова. Меня зовут Утамару. Пожалуйста, запомните". Эта миловидная гейша была самой молодой и хорошенькой из трех.
В течении следующих двух недель посещая это заведение лейтенант спустил в этом заведении жалование за весь месяц. Гейша убедила его снять комнату для встреч "чтобы не тратить деньги". Завязался бурный роман.
В октябре 1926 года его вызвал командир эсминца на котором он служил.
"Я не собираюсь вмешиваться в вашу личную жизнь. Вы молоды, не женаты и имеете право наслаждаться своей молодостью. Но вам не кажется, что вы зашли слишком далеко?"
Без нецензурщины, но в крайне грубых и нелестных выражениях он провел воспитательную беседу по поводу служебных рисков и романов с гейшами.
Когда молодой самурай промямлил что хочет на ней жениться ему сделали еще одну отповедь о необходимости завести нормальную семью для карьеры и том, что у гейши долг две тысячи иен перед заведением. Как выяснилось, владельцы сказали ей, что раз она обслуживает клиента вне ресторана то должна приносить оплату по двойному тарифу - деньги которые она выкладывала из своего кармана "в тайне от любовника".
Уж не знаю была ли это "настоящая любовь" продажной женщины, или ловкая схема для развода совестливых лохов, в конце концов к теме сегодняшнего обсуждения это даже и не относится.
Написав братьям просьбу о помощи Тамеити получил от них волну возмущения, но и некоторую часть суммы с угрозой отречься от него, если он не исправит свое постыдное поведение.
Еще через два года брат нашел офицеру жену - 22 летнюю приемную дочь крупного Японского фабриканта с богатым приданым.
Без вмешательства командира и братьев Тамеити Хара мог спустить в унитаз всю свою карьеру, влезть в долги преступникам, жениться на проститутке и не известно что еще. А вместо этого в итоге сам стал командиром эсминца, получил молодую и богатую жену и прожил достаточно долгую жизнь, чтобы повоевать с американцами и оставить многократно опубликованные мемуары.
Замечу две интересные вещи - трагическая любовь гейши и самурая нередко воспевалась в японской литературе, причем в традиционной и высокой, а не в "бабских романах".
Сами же японцы очень деликатные люди, которые не лезут в чужое дело, свято блюдут личные границы, несмотря на очень коллективную культуру. Даже вместо "у тебя на столе куча вонючего навоза, убери эту дрянь - это всех бесит" скажут "какой у вас интересный стол". Так-что вмешательство капитана даже трудно сопоставить с чем-то в нашей культуре - это даже не пинки, оплеухи и потрясание за грудки с криком "Ты совсем очешуел щукин сын?!"
Зачем я с комментариями кратко пересказываю мемуары мертвого японца?
Вот представьте сейчас молодой офицер связался с проституткой и просит у братьев денег, чтобы закрыть долги. Высока ли вероятность что начальство попытается воспитать его? Высока ли вероятность, что братья пошлют его и не дадут денег?
На самом деле до сих пор по статистике риск мужчине завязать длительные отношения с женщиной сомнительного прошлого (не обязательно проститутки, просто распутницы) в 7 раз меньше, если друзья мужчины знают о её прошлом.
Главным сдерживающим от глупостей фактором в жизни мужчины являются другие мужчины.
Мужское общество. Если раньше это была тавтология, то теперь это уже оксюморон.
Цивилизация и общество было создано мужчинами для общения и взаимодействия между собой. Способ урегулирования, взаимовыручки и развития. Сейчас же мужчины разбежались по своим углам. До недавнего времени любой проект, любое политическое действие, любое деловое начинание было инициативой мужской общественности.
Разделяй и властвуй, гласит пословица. Вот нас разделили и нами властвуют.
Если повсюду можно найти чисто женское пространство, то мужское отсутствует напрочь. Мужчины отступили к гаражам и мастерским. Женщин нет только там, где сами женщины быть не хотят. Даже мужские туалеты и те не ограждены от женщин, если им сильно приспичит, а в женский длинная очередь.
Никаких вам джентльменских клубов, казачьих сечей и прочих мужских сообществ.
"Путь мужчины - это путь одиночки" гласит дежурная глупость, но одиночка - это отнюдь не герой. Одиночка - это мишень, неудачник и изгой.
Люди - коллективные существа, тысячи и миллионы лет одиночество равнялось риску гибели и просто жизненному тупику. Одинокий разум не чувствует чужой симпатии, не сверяет свои мысли с другими взглядами и перспективами, размышления начинают приводить его в темнейшие уголки сознания. У него теряются точки отсчета и системы координат. Психическое, а вслед за ним и физическое здоровье одинокого человека находится под угрозой.
Мужчина не должен быть один. Только каким-то мистическим образом понятие "не один" стало равно "при женщине". Хотя как раз именно женщина не способна понять мужские страхи и трудности, испытать эмпатию. Чем вообще женщина могла бы практически помочь мужчине? Ей надо чтобы мужчина решил её проблемы, а не делился своими.
Дружба была важнейшей частью мужской жизни. Друзья - это те люди, которые поддержат тебя, когда у тебя проблемы. Будут с тобой, когда весь мир против тебя. Теперь же и мужчины отвернулись друг от друга. Вокруг них возведены огромные стены, через которых почти не ощущается связь с другими людьми.
Найти наставника и быть наставником самому - важнейшие этапы развития личности. Но кого наставляют современные мужчины и кто наставляет их? В массе никто и никого. Мужчины сейчас активно удаляются из всех возможных сфер воспитания - как добровольно, так и насильственным путем. Через обвинения в сексуальных девиациях ( хотя женщин-педофилок в десятки раз больше), через признание их непригодными к педагогической деятельности.
Мужчина - воспитатель в детском саду.
Задумайтесь: мужчина плохо пригоден к воспитанию детей. И многие уже даже согласятся, хотя опять же почти всю историю человечества воспитанием детей кроме грудничков занимались именно мужчины.
Общество говорит мужчине, что его чувства и эмоции ничего не значат, страдания невозможны, переживания жалки. Он должен быть боевым роботом цивилизации. Служить и умереть. Но почему так?
Потому что так надо женщине. Еще раз повторюсь - ей нужно чувство безопасности, а проблемы обслуживающего механизма её пугают. Как и чувство его самоценности или достоинства. Того гляди не захочет быть "настоящим мужчиной", подбирать и оплачивать 30-летнюю распутницу, которая "нагулялась в молодости".
Но почему-то холодность, отстраненность и отсутствие слез стали стандартом именно мужского поведения, которое мужчины сами навязывают друг другу.
Мужчина ощущает, что он один, что его внутренние переживания и боль безразличны всем.
Изолироваться становится более безопасным вариантом для мужчины. Это входит у него в привычку и через какое-то времени даже протянутую руку помощи он может воспринять как акт агрессии или неуважения.
Как он может изначально осознать свою значимость и самоценность, если ему в этом отказывают все? Когда плохо женщине она жалуется и ищет помощь, когда плохо мужчине он уходит в себя и отдаляется от людей.
Мужчина отказывается от своих нужд, поскольку любые просьбы о помощи роняют его социальный статус. Его выдрессировали чувствовать вину за то, что он чувствует боль. В глазах общества мужская боль не существует, женская же подчеркивается. Чувствуя боль ты теряешь право на то, чтобы быть мужчиной.
Он в ловушке и в тюрьме. Но его главными тюремщиками являются другие мужчины, готовые всегда высмеять уязвимость и проявление слабости, отказать в праве на человечность.
Именно по этому вся масса эмоций и привязанность выливается на женщину, ведь это единственная разрешенная отдушина. Единственная персона к которой позволительно демонстрировать чувства. И потому же столь сокрушителен бывает разрыв. Единственный близкий человек уходит, пусть даже и фальшивый. Потому что других близких в современной природе мужчины нет.
Изолировавшись друг от друга мы оставили женщин регулировать все сферы общественной жизни. Пропагандировать свою мораль и продвигать свои ценности. Отнюдь не те, на которых строилась цивилизация. Не даром все матриархальные племена либо погибли, либо застряли на стадии соломенных хижин.
Отказаться от друзей из-за женщины считалось низким поступком. Раньше мужчины понимали, что настоящими его друзьями и близкими могут стать только другие мужчины.
Об этом писали древние философы. О этом пелось даже в народных песнях.
Теперь же фраза "нас на бабу променял" в народном сознании может быть привязана только к мелкому бандиту или тупице.
Никому бы не пришло в голову оценивать свою ценность через женское одобрение. Понятие настоящих мужчин и критерии зрелости устанавливали другие мужчины и отнюдь не из соображений женского удобства. Ритуалы инициации из мальчика в мужчину проводились, дабы подготовить его к жизненным испытанием. Стать бойцом, храбрецом или охотником, а отнюдь не засунуть выпуклость во впуклость было критерием мужества.
Уважение и восхищение вызывали мастера, воины, мудрецы. Не те, кто способны были впечатлить больше баб. Сейчас же одним из главных критериев мужской успешности является популярность у женщин.
Женщины теперь определяют кто мужчина, а кто нет.
"На войне любишь так крепко. Если видишь, что дерешься за правое дело и повсюду бьется родная кровь, сможешь ли ты удержаться от слез! Глубоким, сладостным чувством самоотверженности и жалости наполняется сердце, когда видишь друга, подставившего оружию свое тело, дабы исполнилась воля Создателя. И ты готов пойти с ним на смерть или остаться жить и из любви к нему не покидать его никогда. И ведомо тебе такое чувство восторга, какое сего не познавший передать не может никакими словами"
Не будь речь о войне эти слова можно было бы приписать влюбленной первокурснице. Рыцарь Жан дэ Бюэй провел свою жизнь в сражениях и походах, даже в 69 лет, за 2 года до смерти он вел людей в бой. Главная часть его жизни заключалась в том, чтобы рубить людей холодным оружием на части глядя им в глаза. Усомниться в его мужественности и суровости невозможно. Но вот он не стесняется своих чувств, слез и эмоций. И ему это позволено.
Интересно адресовал ли он подобные строки хоть одной из двух своих жен?
Даже между близкими друзьями немного приемлемых проявлений чувства: рукопожатие, редкие неловкие объятия и... оскорбления. Вместо того, чтобы поддерживать друг друга, друзья занимаются взаимным шуточным унижением, как способом проявления симпатии. Показная грубость и презрение откладывается в подсознании и формирует нормы отношения к себе и миру.
Подавлять боль и реализовать её через различные приемлемые, но на самом деле опасные и непродуктивные отдушины, которые потом списывают на дефекты мужской природы. Отрицание права на чувства вызывает ощущение еще большей изоляции. Мужчины, которые по медпоказателям более стрессоустойчивые, сдержанные, рациональные и организованные существа чем женщины, кончают собой почти в четыре раза чаще именно потому, что их запрограммировали на отсутствие нормальных эмоциональных разгрузок. Лишили способности выразить боль и озвучить проблемы, а потом получить в ответ понимание и поддержку. И это если еще не считать замедленных способов саморазрушения, вроде попыток сбежать от боли через алкоголь.
Мужчины лишены защиты и на государственном уровне, через общественные институты по той же причине. Лишь единая группа с едиными требованиями может требовать организации каких-либо программ и поддержки.
В нашем же обществе мужчины все больше и больше изолированы и разделены. Даже в современном кино позволительный образ мужской симпатии по большей части дочь. Не сын, а именно дочь у главного героя как источник его мотивации и заботы. Если ставки велики и нет нужд в комедийной ситуации.
"Мой любимый мальчик" и "Искренне твой" писали друзьям в своих, полных сентиментальности письмах прожженные политические деятели Даниел Вебстер и Теодор Рузвельт.
Даже злейшие враги в переписках сохраняли сдержанность и достоинство. Достойная речь - это прежде всего уважение мужчины к себе.
В женской среде совершенно нормален телесный контакт и разговоры о переживаниях. Никаких злословий в лицо до последнего момента. Возможно это одна из причин, по которой женщины куда легче переживают разрыв и вообще ценят мужчин намного меньше. Ведь для них мужчина - не эмоциональный фокус. У мужчин же почти любая слабость, искренность или телесная близость вызывает оторопь, страх и подозрения в гомосексуализме. Хотя по факту это всё часть естественных, ни разу не сексуальных потребностей. Достаточно взглянуть на коллективных и стайных животных.
Психологический барьер таков, что мне самому неловко об этом даже писать, хотя я вижу документальные свидетельства достоверности моей теории. Очень короткий экскурс в прошлое показывает, что неловкость - это приобретенная привычка.
Крепкие мужские объятья щека к щеке.
Дружеские объятия, взявшихся за руки мужчин.
Критикуемый за аморальное сожительство с любовницей писатель Горький присел на колени к врачу.
В CCCР, где за гомосексуализм сажали в тюрьму на агитационном плакате мужчина целует другого мужчину в губы.
Солдат, утешающий плачущего друга.
Мог бы накидать еще больше фотографий, дневников и писем царей, солдат, офицеров, охотников и лесорубов, но думаю хватит. Любой из этих людей без вопросов прописал в лицо любому, кто заподозрил в нем гомосексуалиста. Но вот именно теперь, когда быть гомосексуалистом вовсе не опасно почему-то мужчины стали бояться проявлять эмоции друг к другу.
Кто запретил мужчинам видеть друг в друге союзников и близких? Кто отказал им в праве проявлять человеческие эмоции?
Чувство родства и понимания убрали и осталась только природная склонность к соревнованию. Необходимость самоутвердиться за счет другого. Искать ценность через "крутизну". Любой спор стал лишь попыткой доказать свою точку зрения, а не попытаться вычленить правду и истину.
Чужая беда больше не беда или повод задуматься, а лишь радость, что еще один конкурент ушел с тропы соревнования.
В таких условиях с мужчинами и их правами можно делать всё что угодно, ведь один в поле не воин никогда. Трое организованных людей могут держать в ужасе и подчинении хоть тысячу по одному.
Сейчас даже на маскулисте мужчинам трудно проявлять эмпатию к другим мужчинам. Новичка лениво пошлют читать топ-100 и вернутся просто ругать баб, чтобы отвести душу. Глупости и ошибки служат как повод для злых подшучиваний. Допустил косяк? Сам себе злобный дурак.
Хотя кончено и новоприбывшие цементируют свое незнание той же самой грубостью и упрямством неприятия других мужчин.
Но если даже прозревшие мужчины не могут испытывать друг к другу сострадание - то кто будет?