Поиск по форуму
Найти на сайте:
параметры поиска

Семья и МПО: как они показаны в детских фильмах.

Новичок, начни здесь!

Здравствуйте. Написать эти строки я решил после прочтения статьи "Разбор мультфильмов про Простоквашино: матриархат и гиноцентризм в чистом виде". Хочется продолжить разговор о том, с каких позиций показываются семья и межполовые отношения в фильмах для детей. Поскольку в нашей стране жанр детского кино отсутствует как таковой, приведу примеры из советских фильмов. Причём не из каких-то заштатных и малоизвестных, а из тех, которые собирали у экранов многочисленную аудиторию из детей и взрослых и до сих пор любимы многими, а именно - "Приключения Петрова и Васечкина", "Приключения Электроника" и "Гостья из будущего". Эти фильмы известны всем и их содержание, думаю, многие из вас помнят хотя бы в общих чертах, поэтому понять, о чём речь, будет несложно.

Сразу оговорюсь, что никакой пропаганды баборабства и феминизма там нет и в помине (вернее, цели этой пропаганды просто не стоит) - просто семья и отношения между полами (в том числе и в детстве) показаны самыми обычными с точки зрения простого человека. Вся нечисть хлынула на экраны, в книги и прессу уже позже, когда исчезли последние препятствия и границы на пути к оболваниванию, опошлению и зомбированию сознания. То, что показывалось в советских фильмах и имело место быть в повседневной жизни - это всего лишь "цветочки", а "ягодки", причём в неограниченном количестве, мы поедаем сейчас.

Итак, что и кого мы видим в этих фильмах? Обычных школьников, их родителей и окружающих людей: учителей, одноклассников, а также выдуманных, фантастических персонажей: Электроника, биоробота Вертера, космических пиратов, которые на самом деле выглядят так же, как и все остальные, имеют человеческий облик. Показаны также коллективы и группы людей: школьные классы, семьи и отношения внутри них. Вот о последнем мы и поговорим.

Как показана семья в этих фильмах? Если по порядку, то так:

1. Семей Петрова и Васечкина, а заодно и Маши Старцевой, в фильме нет. Ну, или почти нет - эпизодически проскакивает в первой части бабушка Васечкина, и всё. Ну, да в фильме речь идёт о приключениях школьников, показывается в основном улица, школа и пионерлагерь. Семья в фильме такого типа она не очень-то и нужна, она здесь не главное.

2. Семья Сыроежкина в "Приключениях Электроника" самая "обыкновенная": всем заправляет мать, отец же зарабатывает деньги "в поте лица своего", трудясь на ниве дальнобоя и бывая дома довольно редко - в перерывах между постоянными рейсами. Ну, а что? МуЩЩино ведь должен работать и кормить семью! Вследствие всего этого отец не имеет возможности часто бывать с сыном, оказывать положительное влияние на его воспитание, да и сын не очень-то стремится делиться с ним, да и вообще с обоими родителями своими радостями и неудачами. Это, кстати, ещё один немаленький минус "матриархальных" и неполных семей: дети практически ничего не рассказывают родителям, так как отцы (если они есть) постоянно заняты или затюканы доминирующими жёнами и тёщами, а матери при всём желании не в силах понять и поддержать ребёнка, помочь ему - они не предназначены для этого самой Природой. А потом ещё удивляются: почему это дети "ни с того, ни с сего" вырастают проститутками, наркоманами, бандитами или, наоборот, "маменькиными сынками" или "дочками", неприспособленными абсолютно ни к чему? Так в неполной или "матриархальной" семье шанс ребёнка вырасти адекватным человеком с устойчивой психикой практически равен нулю...

3. В "Гостье из будущего" семьи главных героев - Алисы и Коли тоже показаны неполными (ну, или о втором родителе просто не упоминают). В первом случае, у Алисы, это отец - чудаковатый наивный профессор, целиком поглощённый своей работой. На самом деле, он имеет своё дело, которому отдаётся весь и дочь тоже приучает к этому. Вспомним слова Алисы, которые она говорит Юльке в больнице: "Кончу школу, буду работать с отцом". Так что здесь мы видим, скорее, положительный пример семьи и воспитания. Другое дело Коля. В фильме показана только мать, об отце не говорится практически ни слова, за исключением того, что нам дают понять о наличии двух родителей - Коля говорит приятелю Фиме: "Ты же видишь, мне кефиру надо купить. Завтра МОИ приезжают, а я обещал..." Мать Коли, видя, что с сыном творится что-то не то, пытается вызвать его на откровенный разговор. Первое её предположение: "Может, ты влюбился? Ты скажи, я твой лучший друг!" Ненавязчиво даётся понять, что только мать может понять и помочь, об отце в этом смысле вообще не упоминается. Да и предположение чисто "бабское" - влюбился! Как будто у ребёнка не может быть других проблем или неприятностей...

В фильме наличествует также бабушка одноклассницы Коли Юльки Грибковой: энергичная старушка со связями. О ней Юлька говорит Алисе: "Она у меня в некоторых отношениях более прогрессивная (имеется в виду, чем родители)".

В общем, в данных фильмах семья либо не показывается (что, честно говоря, в таких случаях не всегда нужно - фильмы-то о детях и для детей), либо она если и есть, то либо неполная, либо "матриархальная". Да и назвать "полной" семью, в которой отец выполняет роль снабженца, практически не бывающего дома и не оказывающего положительного, по-настоящему ОТЦОВСКОГО влияния на своих детей (вернее, в большинстве случаев, единственного ребёнка), язык не повернётся - ещё неизвестно, какой вариант хуже. Единственный положительный пример: профессор Селезнёв - человек пусть наивный, но любящий своё дело и научивший ему свою дочь. Но это, как вы понимаете, исключение.

Теперь поговорим о том, как показаны в этих фильмах отношения между главными героями противоположных полов - школьниками, а также о том, какие установки вольно или невольно (думаю, в данных фильмах именно невольно) транслируются в сознание детей. Если в общем, то установки таковы: девочки - это ангелы и их нужно добиваться, ухаживать, в общем, быть рыцарями по отношению к ним. О том, что те, в свою очередь, не особо-то стремятся быть по отношению к мальчикам "прекрасными дамами", как-то умалчивается. Если по порядку, то картина вырисовывается следующая:

1. "Приключения Петрова и Васечкина". В этом фильме практически не показываются семьи главных героев, зато большое значение уделяется отношениям между ними, а именно: двумя мальчиками и их одноклассницей. Сперва один из них влюбляется в неё, второй же, узнав об этом, начинает посмеиваться над ним, говоря: "Да она же отличница, воображала!" и предлагает заняться чем-нибудь другим, т.е. вроде бы старается его отвлечь от ненужных мыслей и оградить от неправильных поступков. На что влюблённый скучным голосом отвечает: "Что-то не хочется..." Повторюсь, о пропаганде речь не ведётся, тем не менее, мальчик, смотрящий фильм, может подумать, что важнее всего - это именно предмет его влюблённости, а всё остальное, от мелких мальчишечьих шалостей и до любимого дела, увлечений - вторично и не заслуживает особого внимания.

Потом, помогая влюблённому товарищу "укрощать" предмет его обожания, в процессе чего тот выглядит неуклюжим и где-то даже жалким, он сам влюбляется в ту же девочку и вот тут-то и начинается аленизм высшего класса! Одна из сцен: она проходит мимо них и как бы ненароком роняет портфель. Два юных аленя бросаются его поднимать и сталкиваются лбами. Финальный кадр: друзья сидят на земле, недоумённо пожимая плечами и потирая ушибленные головы, рядом валяется портфель, а их "дама сердца" удаляется со снисходительным выражением лица и тоже пожимает плечами, но только презрительно. В дальнейшем герои делают всё возможное, чтобы обратить на себя её внимание, во второй части фильма даже отправляются в путешествие, на протяжении которого вовсю прославляют её имя, что твой Дон Кихот. Что же взамен? Да немногочисленные поощрительные улыбки, а в основном подначки типа: "Эх, вы, рыцари (сказочники, Архимеды, хулиганы, спасатели)!" И что же она слышит в ответ? "Ну и чёрт с тобой" или что-то в этом роде? Нет, только нечленораздельно-унизительно-мечтательное, произносимое с, мягко говоря, не очень умным выражением лица: "Эх, Маша... Ладно-ладно..."

Во время всех этих "ухаживаний" и "укрощений" друзья выставляются не в очень выгодном свете: они из кожи вон лезут, чтобы доказать, что они на что-то способны, а в итоге всё оборачивается против них. В одном из эпизодов они решают, что один из них будет "тонуть", а другой его "спасёт", и вот тогда-то она поймёт, над кем смеялась! Но выходит совершенно иначе: она спасает их. Что же зритель может подумать? А вот что: мальчишки - это недалёкий, примитивный народ, не годящийся ни на что толковое, а вот девочки - это чистые существа, этакие ангелы во плоти, которых нужно добиваться, несмотря на то, что это связано с унижениями и физическими и моральными страданиями. Вот честно: я уже с детства не очень понимал, зачем все эти ухаживания? Либо "да" и мы вместе, либо "нет" и я пошёл дальше! Нет, обязательно нужно унижаться, аленить! Тьфу, блин...

2. В "Приключениях Электроника" вроде бы нет таких ярких примеров аленизма. Разве только момент, когда Электроник под видом Сыроежкина защищает девочку от хулиганов, причём я что-то не припомню, чтобы она сказала "Спасибо". Зато одна из одноклассниц Сыроежкина являет собой настоящую юную СДС-ку, которая, узнав о тайне мальчиков, рассказывает о ней всем. В итоге всё заканчивается хорошо и её даже прощают. Но вот здесь-то и кроется ещё один посыл: что бы женщина (девушка, девочка) ни натворила, её нужно простить, а если она ещё и раскаялась, осознав свою ошибку, то и сказать что-то вроде: "Да ладно, проехали!" МуЩЩины же сильные, они ДОЛЖНЫ прощать слабых и глупых женщин! Вот только один вопрос: вы встречали хотя бы одну ОМП, умеющую признавать ошибки? Я лично нет. А уж о раскаянии и речи быть не может. Поэтому прощать, извините, не стоит. Нас, в случае чего, не только не простят, а даже и слушать не будут: выкинут и всё.

3. И, наконец, "Гостья из будущего". В этом фильме тоже имеются сцены аленизма и феминизма. Одна из них присутствует уже в первой серии. Вернувшиеся из прошлого сотрудники Института Времени собираются у робота Вертера, который оформляет их документы. Среди них одна ОЖП. Когда один из мужчин интересуется, что это у неё в руках, та отвечает с неподдельной гордостью: "Дубинка. Сама вытесала, каменным топором!" На вопрос, зачем она ей, следует ответ: "А чем же бедной, несчастной женщине каменного века защитить своё достоинство от хамов, именующих себя мужчинами?" и она неслабо так тычет его этой дубинкой в область печени. И что же? Да ничего: он просто сконфуженно замолкает и отворачивается. Представляю, что было с этой СДС-кой, скажи это она мужчине из того самого каменного века! Да выгнали бы из племени и иди ты куда хочешь! В то время принцип "открытой двери" применялся шире и чаще. Ну, и заодно этим всем подразумевается, что матриархат был всегда, следовательно, "хамам, именующим себя мужчинами", нефиг и рыпаться.

Если говорить о сценах, связанных со школой и отношениями одноклассников разных полов, то здесь наиболее яркий пример таков. Друг Коли Фима выгуливает собаку и встречает сбежавших из больницы Алису и Юльку. Последняя просит (да почти требует) мальчика дать им плащ - мол, на улице сыро и они могут простудиться. Когда же он нерешительно отвечает: "Я бы дал, да мама спросит, где плащ...", она безапелляционно заявляет: "А ты скажи, что дал больной подруге!" "А вдруг неправильно поймёт?" - мнётся Фима, но плащ всё-таки даёт с условием, что возле подъезда они его вернут. Когда же Фима у дверей спрашивает, откуда Алиса приехала и где будет жить, Юлька отвечает, что у неё, и насмешливо добавляет: "Ты, Фимочка, беги скорей домой, а то мамочка неправильно поймёт!" Мальчики показываются нерешительными и недогадливыми "маменькиными сынками", над которыми и посмеяться - небольшой грех.

Имеет место и законченная СДС-ка школьного возраста, которая, завидуя Алисе в её успехах в учёбе и спорте, "сдаёт" её, что твою стеклотару, космическим пиратам, прикинувшимся обыкновенными врачами. Опять-таки, в конце она "раскаивается" и её прощают. Ещё одна деталь: такие девочки, как правило, единичны, большинство показаны "хорошими" и "правильными", хотя, как показывает жизнь, всё обстоит с точностью до наоборот. Нет, указываются некоторые их недостатки: насмешливость, склонность к интригам и сплетням, завистливость. Но, как правило, это подаётся, как что-то даже забавное и не заслуживающее сильного порицания: дескать, ну и что, вот такие мы, женщины! Но мы же это делаем не со зла, а из-за нашей слабости, которая должна прощаться! Ага, как же...

Вывод, как мне кажется, таков: пропагандой это всё назвать нельзя, особенно если сравнить эти в общем, добрые фильмы с тем откровенным оболванивающим дерьмом, которое льётся на современных детей и подростков с экранов дебилизоров и страниц "глянцевых" журналов. Тем не менее, определённые негативные выводы из просмотра таких фильмов ребёнок сделать может. Большая часть посылов, содержащихся в них, правильна или просто нейтральна. Но вот то, как показаны во многих из этих фильмов (или книг, по которым эти фильмы сняты) семьи с главенствующей матерью и отсутствующим (или не играющим большой роли) отцом, а так же представление девочек ангелами, богинями и принцессами, за которыми уже с ранних лет должны выстраиваться толпы "рыцарей", а мальчиков - недалёкими, неуклюжими, хулиганистыми, должными "ухаживать" и "добиваться" этих самых "принцесс", глотая и переваривая все связанные с этим процессом насмешки и унижения, забывая о чувстве собственного МУЖСКОГО достоинства. И это, как говорится, не есть гут.

И в заключение. Не думайте, что автор не мечтал в детстве носить портфель за понравившейся девочкой, провожать её из школы домой или защищать от хулиганов (собак). Иногда мечтал. Но вместе с тем понимал, что это всё должно сопровождаться уважением и благодарностью со стороны той, для которой это всё делается. В противном же случае: вам налево, мне - направо. Унижаться я не собирался и не собираюсь ни перед кем.



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти в конец комментариев Перейти к статье Список без дерева

+4109
В отпуске
золотые слова! ИМХО, скорбь местных "женоненавистников" (меня в их числе) не в том что мы считаем неправильным защитить женщину или помочь женщине, а в том что мы словом "женщина" не именуем любого сисько- и вагиноносца. показать полностью...
+1101
В отпуске
Не припомню других, безовсего этого, хоть какого то фильма.
+9817
В отпуске
"Денискины рассказы" Драгунского и снятые по ним многочисленные фильмы, в т.ч. и короткометражные. Вот там папа - просто образец аленя, причём почище, чем в "Простоквашино"!
+1101
В отпуске
Так я о том же, с детских лет вдалбливается аленизм , везде и повсюду образ папы - алень!
+4512
В отпуске
Статья:
Представляю, что было с этой СДС-кой, скажи это она мужчине из того самого каменного века! Да выгнали бы из племени и иди ты куда хочешь!
Думаю там было бы нечто покруче и в будущее она бы не вернулась joke cool
+4512
В отпуске
А
Lucky
22.12
+2
Статья:
Не думайте, что автор не мечтал в детстве носить портфель за понравившейся девочкой, провожать её из школы домой или защищать от хулиганов (собак).
Ну а я провожал домой самую красивую девочку класса. Целых три раза! И еще на выпускном танцевал и даже за попу трогал. И что дала она мне? Хрен! А ведь я потратил на нее лучшие годы жизни!
+533
В отпуске
Статья, - да уж, наверное это самая яркая [ссылка], показывающая реальные отношения между учениками в позднесоветской школе. Уточню - Юля Грибкова даже не требует плащ - она с места в карьер, не моргнув глазом ставит в вину Фиме, что он сам не предложил ей плащ. То есть ведёт себя... показать полностью...
+62
В отпуске
В последнее время стал менять отношение к советскому кино, промывали мозги там не слабо, вот например пример разбора такого кина 60-х годов https://www.youtube.com/watch?v=UxNEBWLituw
+2748
В отпуске
Благодарю за ссылку !
+2119
В отпуске
Статья:
Семья Сыроежкина в "Приключениях Электроника" самая "обыкновенная": всем заправляет мать
Специально пересмотрел момент фильма где общаются родители Сыроежкина.Где там видно что заправляет мать?
Наоборот отец приехал с рейса,пошел умываться,мать стоит ждет возле
ванной с полотенцем,что бы он потом смог вытереться.
P. S По остальным фильмам и моментам согласен.
+9817
В отпуске
Отец-дальнобойщик дома бывает, понятное дело, редко. Так кто будет рулить в такой семье? А то, что мать полотенце подала, ещё ни о чём не говорит. Вы хотите, чтобы в детском фильме показали бабу-мегеру, которая с порога кидается на мужа и начинает его пилить? Это ведь 1979 год, а не 20... какой-то там и это "Приключения Электроника", а не современный молодёжный ситком на ТНТ или ещё каком-нибудь канале, где родители (особенно отцы) показываются идиотами и неудачниками.
+2748
В отпуске
Ну, 1979-й год уже отмечен тем, что во ВЗРОСЛЫХ фильмах уже начали открыто показывать баб-мегер. Можно назвать два таких фильма, как минимум. Это "Экипаж" и "Москва слезам не верит".
+9817
В отпуске
Ну, так я именно о детских фильмах говорю.
+2119
В отпуске
Вы хотите сказать что если мужчина редко бывает дома в силу своей профессии то в такой семье рулит женщина?
+2748
В отпуске
Ну во время отсутствия мужчины дома, женщина по-любому рулить будет. Свято место пусто не бывает.
+2119
В отпуске
Ну это понятно.Не детям же рулить)
Вопрос в другом,как я понял автор ставит в зависимость длительные отлучки мужчины по работе с главенством в семье.
С этим согласиться не могу.
+2748
В отпуске
Согласен, здесь связи нет.
Однако, бывают ситуации, когда мужчины специально убегают на работу "отдыхать" от домашней атмосферы. Но, в случае семьи Сыроежкина - это, скорее, не тот случай.
+9817
В отпуске
Если мужчина бывает дома редко, его перестают воспринимать как Хозяина, главного в доме и, соответственно, рулить в семье он не может,. Как гостя, которого ждут с нетерпением - может быть. И то со временем это чувство притупляется. Но самый большой минус - это то, что дети, редко видя отца, не могут получить от него в полной мере того, что должен давать отец: настоящего воспитания. Так что в данном случае отец как бы есть, но его как бы и нет
+2748
В отпуске
Брянский Волк:
Если мужчина бывает дома редко, его перестают воспринимать как Хозяина, главного в доме и, соответственно, рулить в семье он не может

Тут, видимо, всё упирается в примативность (альфачество) и действующее правовое поле. В некоторых случаях мужчина может вернуть себе главенство, почему нет. Другой вопрос, что в нашем обществе сделать это УСПЕШНО получится нечасто.
+9817
В отпуске
Причём здесь альфачество? Вот правовое поле и современные нравы роль играют. Как можно нормально командовать, управлять, рулить теми людьми (в нашем случае семьёй), которых видишь раз в неделю, а то и реже? Когда человек приехал, помылся, пообедал, поспал и наутро (ну, может, через день-два) опять у... показать полностью...
+2748
В отпуске
Брянский Волк:
Причём здесь альфачество? Вот правовое поле и современные нравы роль играют.

Как причём? Вот приехал такой мужчина из рейса, а жена начинает "пальцы гнуть". Он, будучи альфачом (высокопримативным) быстро поставит её на место, возможно даже ББПЕ применит. Но, опять же, правовое поле не даст ему воспользоваться результатом в должной мере...
+2119
В отпуске
Вопрос очень субъективный.Некую истину могут сказать только мужчины у которых есть такой опыт.
Я не склонен записывать семьи всех моряков,водителей-дальнобойщиков,летчиков,геологов и т.д в матриархат.

Если вернуться к причине спора.Вы кроме спорного утверждения о работе отца Сыроежкина не предоставили другие данные из этого фильма что у него семья матриархальная.
+2279
В отпуске
Самая яркая представительница СДС это Мальвина из "Приключения Буратино".,-окружила себя конченными алешками: Артемон - боевой бабораб, Пьеро - поэт-3,14здострадалец.,Репрессировала ГГ за кляксу, сука! Единственный способ обуздать эту спесивую куклу,-это семихвостая плетка Карабаса-Барабаса!
+2748
В отпуске
Статья, Спорное утверждение Вот что такое "управление" в самом общем смысле? Это любой процесс передачи информации. Если кому-то что-то сказали или показали, то он вольно или невольно, явно или неявно начнёт либо делать то, что сказали, либо подражать тому, что показали. Поэтому, показывая ... показать полностью...
+9817
В отпуске
Думаю, тогда в фильмах показывали семью и МПО такими, какими они и были, даже где-то и приукрашивали в лучшую сторону. Так что, как мне думается, пропаганды там не было. Вот показывание в той же "Гостье из будущего" того, что через 100 лет наступит коммунизм, а все народы вселенной будут говорить на... показать полностью...
+1673
В отпуске
А
ziro
22.12
+2
В позднем союзе были матриархальные процессы. Но все же пропогандировался героизм, служение добру и великим, не материальным, целям. А это все мужские ценности. В сСССР мужчины не боялись развода и алиментов. Одежда хорошая и еда качественная стоила копейки. Жилье единственное отнять не могли. Б... показать полностью...
+533
В отпуске
ziro, - ценности-то мужские и даже традиционные - пропагандировали, никто не спорит ! Но достаточное количество людей (прежде всего мужчин), способных воспринимать и передавать дальше эти ценности - воспитывать не получалось. Мало пропагандировать ценности - нужно ещё и достаточно количест... показать полностью...
+2748
В отпуске
Может быть, это не совсем в тему, но это видео про скрытые смыслы "Гостьи из Будущего": https://www.youtube.com/watch?v=WIpu-crpih0

Довольно интересно.


Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к началу комментариев Перейти к статье RSS-лента комментариев


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты