С кем остаются дети по Шариату
Многие комрады интересуются темой, того как решается вопрос определения места жительства детей после развода в странах, законодательной базой для которых является Шариат.
Чтобы убрать домыслы, мифы Интернета и бабские страшилки по данному поводу, решил рассказать Вам, как это происходит на самом деле.
Для начала тезис №1. Стран с чистым Шариатом на земле нет. Под ним мы понимаем законодательный Кодекс на основании Корана и достоверных высказываний пророка (она же сунна). Есть государства, которые разработали свои собственные законы на этой базе, как государства Европы когда-то использовали римское право. Наиболее приближены к оригиналу, кроме политического устройства ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия. Это монархии, созданные Великобританией, после крушения Турецкого Халифата.
Тезис №2. Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (ат-Талякъ 65: 6).
Это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет – в зависимости от разных обстоятельств.
Тезис №3. Однозначно, как пугают СМИ, ребенка отцу не оставляют. Каждый вопрос решается индивидуально. Приоритет- соглашение сторон. И только если одна из сторон "быкует", то идут к судье.
Однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка».
На основании данного хадиса, верховный шейх Саудовской Аравии Ибн ‘Усаймин вывел правило: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж"
Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Правоприменительная практика показывает, что чаще до 12 лет, он живет с матерью, а потом переходит к отцу. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Дауд передал со слов Абу Хурейры, что однажды в такой ситуации пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.
Тезис №4. Если жена другой веры (напомню мусульманину разрешается жениться на женщинах Писания- христианках и иудейках), то ребенка однозначно оставляют с отцом. Если она совершила преступление, невменяема, имеет плохую репутацию, что подтверждено свидетельствами- автоматом присуждают отцу.
Делаем вывод: В Шариате нет категоричного присуждения ребенка одной из сторон развода. Решение, если стороны не договорились, целиком ложится на плечи судьи, который и должен оценить материальный ценз, религиозность, репутацию сторон, желание ребенка. И судья, к счастью не экзальтированная баба, а исключительно мужчина.