Natali
16 дек 2007, 23:17
Ассаляму алекум!
Решила написать сюда, дабы не создавать новую тему.
Обряд жертвоприношения в Исламе
Хвала Аллаху! Мир и благословения Посланнику Аллаха Мухаммаду, всем членам его семьи и
сподвижникам!
Жертвоприношение является одним из величайших обрядов Ислама, исполняя который мы не забываем о Единственности Аллаха, Его благословении нам и о повиновении нашего отца Ибрахима (мир ему ) своему Господу. Сам акт совершения жертвоприношения содержит в себе много доброго и благого. Поэтому мусульманин должен уделять внимание огромной значимости этого обряда. Нижеизложенное представляет собой краткий обзор этого важного ритуала.
Жертвоприношение имеет отношение к животному (верблюду, корове либо овце), которое подлежит закланию в качестве акта поклонения Аллаху, в местности, где проживает приносящий
жертву человек, в течение определенного отрезка времени, начинающегося после праздничной молитвы в День Жертвоприношения ( Аид аль-Адха, Курбан-Байрам - прим. переводчика) и
заканчивающегося в последний из дней ташрика (т.е. перед заходом солнца в 3 день ташрика, что соответствует 13 числу месяца Зуль-Хиджа). При этом необходимым условием является намерение принести животное в жертву.
Аллах в Священном Коране говорит (перевод смысла): "Молись же Господу твоему и закалывай жертвенных животных." (сура "Аль-Кяусар" 108:2). "Скажи (О, Мухаммад!): "Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение и моя жизнь и моя смерть - ради Аллаха, Господа миров"." (сура "Скот" 6:162). "И для каждой общины (уммы) Мы установили священный обряд, чтобы они призывали Имя Аллаха над тем (жертвенным) скотом, который Мы им даровали. Ибо ваш Бог - Единый Бог, и потому предавайтесь лишь Ему …" (сура "Хадж" 22:34).
Жертвоприношение является установившейся Сунной согласно мнению большинства исламских ученых-правоведов (хотя некоторые из них утверждают, что жертвоприношение является обязательным (ваджиб), но подробнее этот вопрос будет рассмотрен далее). Здесь действует следующий основополагающий принцип: от живущего человека требуется принести в жертву животное в определенный период времени либо за себя, либо за членов своей семьи, при чем он также может включить в число получающих вознаграждение (от Аллаха) за совершаемое жертвоприношение любого, кого пожелает, будь то живой или мертвый человек. Что касается жертвоприношения за скончавшегося человека, то если покойный завещал до трети своего состояния для этой цели, либо включил это в свой (посмертный) дар (вакф), то подобное пожелание необходимо выполнить; в ином случае, если человек хочет принести в жертву животное за покойного, это является добрым деянием и рассматривается как милостыня от имени покойного. Сунна состоит в том, чтобы человек включил членов своей семьи, как живых, так и скончавшихся, в свое жертвоприношение, и тогда во время заклания животного ему следует сказать: " Аллахумма, хядя 'анни уа 'ан аали бяйти" (О, Аллах! Это от меня и членов моей семьи!), и при этом ему нет необходимости приносить отдельную жертву за каждого умершего человека.
Исламские ученые согласны в том, что принесение в жертву животного и раздача его мяса в качестве милостыни лучше, чем раздача в качестве милостыни его стоимости, поскольку Посланник Аллаха (салла Ллаху алейхи уа саллям) имел обыкновение совершать жертвоприношение, а он, как известно, поступал самым подобающим и наилучшим образом.
Достоинства жертвоприношения и какое жертвенное животное считается наилучшим
Овца является достаточно хорошим животным для принесения в жертву за одного человека, членов его семьи и его детей, как следует из следующего хадиса, переданного Абу Айубом (Да будет доволен им Аллах ):
"Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) человек приносил в жертву овцу за себя и своих домочадцев, и они ели её мясо и раздавали некоторое его количество другим." (передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным).
Животными, предназначенными для жертвоприношений, являются верблюды, домашний скот и овцы. Некоторые исламские ученые указывали, что наилучшими жертвенными животными являются верблюды, затем домашний скот, затем овцы, затем доля в верблюдице или корове, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) сказал относительно пятничной молитвы: " Тот, кто пораньше отправится (на пятничную молитву), уподобится (в получении награды) принесшему в жертву (Аллаху) верблюда ". Этого мнения придерживались имамы Абу Ханифа, аш-Шафа'и и Ахмад. Опираясь на это мнение, одна овца лучше, чем седьмая часть верблюда или коровы. Имам Малик полагал, что лучшим жертвенным животным является молодая овца, затем корова, затем верблюд, поскольку (однажды) Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) принес в жертву двух рогатых баранов, а он всегда поступал наилучшим образом. На это (утверждение) можно ответить следующее: он (мир ему и благословение Аллаха ) всегда выбирал то, что считал наиболее подходящим, исходя из милосердия по отношению к своей умме, потому что (он знал, что), они последуют его примеру, а он не желал создавать им какие-либо трудности (фетва шейха Абдул-Азиза ибн Бааза (да будет Аллах милостив к нему )).
Верблюд или корова достаточны в качестве жертвенного животного для семерых человек, как об этом сообщается от Джабира (да будет доволен им Аллах ), который передал: " Мы совершили жертвоприношение в аль-Худайбии вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха ), один верблюд (приходился) на семерых и одна корова - на семерых". В другой версии этого хадиса сообщается: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) велел нам распределить верблюдов и скот, (так что) на каждые семь человек пришлось одно животное". В еще одной версии этого хадиса сообщается: "Таким образом, одна корова была принесена в жертву за семерых человек, и мы входили в её долю." (Муслим).
Правило, действующее в отношении жертвоприношения
Жертвоприношение - один из обрядов Ислама. В "Джавахир аль-Ихлиль Шарх Мухтасар Халиль" указывается, что если жители какого-либо города или селения пренебрегают жертвоприношением, то с ними необходимо сражаться, поскольку жертвоприношение является одним из исламских обрядов ("Раса'иль Фикхийя" шейха ибн Усеймина, стр. 46).
В отношении жертвоприношения у исламских ученых-правоведов существуют два мнения:
I. Что оно является обязательным (ваджиб). Этого мнения придерживались аль-Узаа'и, аль-Ляйс и Абу Ханифа. Таково также одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада. Кроме того, этого мнения придерживался шейх-уль-ислам ибн Теймийя, а также это - одно из двух мнений маликитского мазхаба. В качестве аргументации сторонники этого мнения приводят следующие доказательства:
1. "Молись же Господу твоему и закалывай жертвенных животных." (сура "Аль-Кяусар" 108:2). В этом аяте содержится повеление, а повеление подразумевает нечто обязательное.
2. Хадис, приводимый в двух "Сахихах" и других сборниках, от Джундуба (да будет доволен им Аллах ), который сообщил: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Тот, кто совершил жертвоприношение перед (праздничной) молитвой, пусть принесет еще одну жертву, а тот, кто не совершил жертвоприношение, пусть принесет её (после завершения праздничной молитвы) с Именем Аллаха"." (Муслим, 3621).
3. Хадис: "Тот, кто может позволить себе принести в жертву животное, но не делает этого, пусть не приближается к нашему месту или молитве." (Ахмад и Ибн Маджа. Аль-Хаким считал достоверным этот хадис, приводимый от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах ). В "Фатх аль-Бари" сообщается, что передатчики этого хадиса заслуживают доверия).
II. Что оно является установившейся Сунной (Сунна му'аккада). Этого мнения придерживается большинство исламских ученых, а также представители мазхаба имама аш-Шафа'и. Кроме того, это является одним из наиболее достоверно известных мнений, переданных от имамов Малика и Ахмада. В то же время большинство из тех, кто склоняется к этому мнению, считает порицаемым (макрух) пренебрегать совершением жертвоприношения тем человеком, который может себе это позволить. В качестве подтверждения своего мнения они приводят следующие доводы:
1. Хадис от Джабира (да будет доволен им Аллах ), приводимый в "Сунан" Абу Дауда, который сообщил: " Я совершал праздничную молитву в День Жертвоприношения вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ), а когда он закончил (молитву), ему принесли двух рогатых баранов, и он принес их в жертву. Он произнес: " С Именем Аллаха, Аллах Превелик! Это от меня и каждого члена моей уммы, который не принес жертву! " (Суннан Аби Дауд би Шарх Мухаммад Шамс аль-Хак Абади, 7/486).
2. Хадис, приводимый всеми известными знатоками хадисов, кроме аль-Бухари, в котором говорится: "Любой из вас, кто желает совершить жертвоприношение, пусть не удаляет что-либо из своих волос или ногтей". После обсуждения вопроса о том, кто считал жертвоприношение обязательным, а кто - Сунной, шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостив к нему ) высказался следующим образом: " Каждая точка зрения имеет свои доводы, но чтобы обезопасить себя, тому, кто имеет возможность принести в жертву животное, не следует пренебрегать этим, поскольку подобное деяние заключает в себе почтение к Аллаху, Его поминание и защиту от навлечения на себя (возможной) вины (за несоблюдение этого обряда)"
Условия, действующие в отношении жертвенных животных
1. Жертвенное животное должно достичь (минимума) определенного возраста, который для ягненка составляет 6 месяцев, для козла - 1 год, для коровы - 2 года и для верблюда - 5 лет.
2. Жертвенное животное должно быть без каких-либо изъянов, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Четыре (типа животных) не годятся для жертвоприношения: одноглазое животное, изъян которого очевиден, больное животное, болезнь которого очевидна, хромое животное, хромота которого очевидна, и истощенное животное, в костях которого нет костного мозга". ("Сахих", "Сахих аль-Джами"", 886).
Существуют также незначительные изъяны, которые не делают животное негодным для жертвоприношения, однако приносить такое животное в жертву нежелательно (макрух), как, например, животное без одного рога или уха, с разорванным ухом и т.д. Жертвоприношение - это акт поклонения Аллаху, а Аллах - Благой и принимает только благое. У почитающего обряды, установленные Аллахом, это исходит из благочестия его сердца.
3. Запрещено продавать жертвенное животное. Если животное выбрано для принесения в жертву, строго запрещено продавать либо отдавать его, если только не в обмен на лучшее животное. Если жертвенное животное производит на свет свое потомство, то его также следует зарезать вместе с жертвенным животным. Кроме того, при необходимости разрешается ехать верхом на жертвенном животном. Подтверждением тому служит хадис, приводимый в сборниках аль-Бухари и Муслима, от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах ), который передал, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) увидел какого-то мужчину, который гнал своего верблюда, и сказал ему: "Сядь на него верхом!" Мужчина ответил: "Но ведь он предназначен для жертвоприношения!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) снова сказал: "Сядь на него верхом!" два или три раза.
4. Животное должно быть принесено в жертву в строго определенный отрезок времени, который начинается после праздничной молитвы и проповеди (хутбы) в День Жертвоприношения - а не во время начала праздничной молитвы и проповеди, и заканчивается с заходом солнца в последний из дней ташрика, т.е. 13 числа месяца Зуль-Хиджа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тот, кто совершит жертвоприношение до (праздничной) молитвы, пусть повторит его" (аль-Бухари и Муслим). Али (да будет доволен им Аллах ) сказал: "Днями Жертвоприношения являются День Адха (т.е. 10 число месяца Зуль-Хиджа) и три дня, следующие за ним ". Этого мнения также придерживались Хасан аль-Басри, "Ата" ибн Аби Рабах, аль-Узаа'и, аш-Шафа'и и ибн Мунзир (да будет Аллах милостив к ним ).
Что следует делать с жертвенным животным ?
1. Желательно (мустахабб) тому, кто намерен совершить жертвоприношение, ничего не есть в этот день, пока он не поест мяса принесенного им в жертву животного, если существует такая возможность, поступая в соответствии со следующим хадисом: "Пусть каждый человек отведает мясо своего жертвенного животного." (достоверный хадис, "Сахих аль-Джами'", 5349). Эту пищу следует принять после праздничной молитвы и проповеди. Таково мнение исламских ученых-правоведов, включая Али, Ибн Аббаса, Малика, аш-Шафа'и и других. Подтверждением этому мнению служит следующий хадис, переданный Бурайдой (да будет доволен им Аллах ): "Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дому в День Праздника Разговения, не поев чего-либо, и он не ел в День Жертвоприношения, пока не приносил в жертву (свое животное)" (шейх аль-Албани указал на достоверность цепочки этого хадиса, "Аль-Мишкат", 1/452).
2. Лучше, если человек собственноручно принесет в жертву животное, но если он не поступает подобным образом, то ему рекомендуется присутствовать при совершении жертвоприношения.
3. Желательно разделить мясо на три части: треть для пищи, треть для раздачи в качестве дара и треть для раздачи в качестве милостыни. Этого мнения придерживались Ибн Масуд и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах ). Исламские ученые-правоведы согласны в том, что не разрешено продавать что-либо из мяса, жира или шкуры (жертвенного животного). В достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Тот, кто продает шкуру принесенного им в жертву животного, нет жертвоприношения для него (т.е. жертвоприношение ему не засчитывается). " ("Сахих аль-Джами'", 6118, хороший хадис). Мяснику не следует давать что-либо из него в качестве вознаграждения либо платы, поскольку Али (да будет доволен им Аллах ) передал: " Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) велел мне следить за жертвенными животными и раздать в качестве милостыни их мясо, шкуры и попоны, но ничего не давать мясникам за убой скота. Он сказал: "Мы им дадим что-нибудь из того, что у нас есть"." (Текст хадиса согласован).
Сообщается, что разрешено дать мяснику что-нибудь в качестве дара, а также разрешено дать что-либо от жертвенного животного неверному (кяфиру), если он беден, является родственником либо соседом, а также с целью раскрытия его сердца Исламу (фетва шейха Абдул-Азиза ибн Бааза (да будет Аллах милостив к нему )).
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
iuliar
17 апр 2008, 08:44
Доброго времени суток!
Девочки, подскажите, пожалуйста:
Меня сегодня муж уверял (возник такой вопрос с моей стороны, я не мусульманка), что в исламе приветствие "Ассалям малейкум" ( не уверена, что правильно написала
) произносится только при обращение к мужчине, а женщину можно приветствовать как угодно, только не так.
Насколько я знаю - это означает - мир твоему дому. Почему женщине нельзя пожелать мира ее дому?
Я уточнила - может это принято только у их народа ( он лезгин), нет , он сказал, что везде. Типа, это у мужчины есть дом, а женщина приходитв его дом и своего не имеет.
Извините меня, конечно, но мне это очень странно.
Да, мужчина - хозяин в доме, но женщина - то хранительница домашнего очага и без нее его и нет. Или я чего - то не понимаю?
Скажите, пожалуйста, так ли это? И чем обусловлено?
Я только еще пытаюсь все изучить и понять.
Natali
20 апр 2008, 12:13
iuliar, вы сказали, что ваш муж утверждает, что
ЦИТАТА
Меня сегодня муж уверял (возник такой вопрос с моей стороны, я не мусульманка), что в исламе приветствие "Ассалям малейкум" ( не уверена, что правильно написала ) произносится только при обращение к мужчине, а женщину можно приветствовать как угодно, только не так.
В Исламе мужчина и женщина, не являющиеся между собой махрами, не могут общаться между собой, только в случае крайней необхадимости и то не наедине.
Если мужчина не является женщине махрамом, то он не может с ней никак здороваться, т.е. он не должен ей говорить: Ассаляму алейкум, здравствуйте или еще как.
Если же мужчина махрам женщине, т.е. тот, за которого она не может выйти замуж, то мужчина может ее приветствовать, т.е. говорить "Ассаляму алейкум".
Думаю Амура здесь просто опечаталась
ЦИТАТА
Если он не махрам,т.е. мужчин,на кот. она не может жениться.
не махрам-это тот, за которого женщина может выйти замуж.
Natali
20 апр 2008, 12:28
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал :
“ Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, которые вы не должны забывать, и поставил пределы, за которые вы не должны переходить". Среди установленных Шариатом ограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений. В частности, мужчине запрещено вступать в семейные отношения с женщинами, находящимися с ним в кровном родстве. Запреты мужчинам относительно женщин делятся на два вида: постоянные и временные.
1. Постоянные запреты
Они бывают трех видов:
Во-первых, запреты, связанные с кровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суре "Женщины":
"И запрещены вам ваши матери, и дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры"(Сура "Женщины" аят 23).
1. К матерям относятся: мать бабушки (как по отцу, так и по матери);
2. К дочерям относятся: родные дочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений;
3. К сестрам относятся: родные сестры, сестры по отцу и по матери;
4. К теткам со стороны отца относятся: тетки мужчины, и тетки его отца, тетки его дедов, тетки его матери и тетки его бабушки;
5. К теткам со стороны матери относятся: тетки мужчины со стороны его матери, тетки со стороны матери его отца, тетки со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабушек;
6. К дочерям брата относятся: дочери родного брата по отцу, дочери брата по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и представительницы последующих поколений;
7. К дочерям сестры относятся: дочери родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и др.
Во-вторых, запреты, связанные с кормлением грудью. Они подобны тем, которые связаны с кровнородственными отношениями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал :
"Запрещено в связи с кормлением грудью то, что в связи с кровным родством".
Однако запреты, связанные с кормлением, имеют ряд следующих условий:
1. Кормление грудью должно иметь место не менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четыре раза, то кормилица не является его матерью. В этой связи Муслим сообщает следующий рассказ Аиши, да будет доволен ею Аллах: "Сначала в Коране был ниспослан запрет на кормилицу. После десяти, известных окружающим, кормлений грудью. Позднее пять кормлений были отменены. Затем умер Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и число кормлений осталось таким, которое следует из Корана".
2. Кормление грудью должно иметь место до завершения срока кормления грудью ребенка, то есть условие состоит в том, что пятикратное кормление грудью должно иметь место именно в период кормления грудью ( с рождения до двух лет). Если же кормление состоялось после завершения срока кормления грудью или несколько кормлений имели место до истечения срока кормления грудью ребенка, а несколько - после, то кормившая женщина не является матерью ребенка. Если условия кормления грудью были соблюдены, то ребенок становится сыном кормилицы, а ее сыновья - его братьями, независимо от того, появились они на свет до или после периода кормления. Сыновья мужа кормилицы становятся братьями этого ребенка независимо от того, рождены они женщиной-кормилицей или другими женщинами.
Здесь мы должны обратить внимание на то, что на родственников ребенка, кроме его прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Его кровнородственный брат может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков вскормленного кормилицей мальчика, то они будут считаться детьми кормилицы и ее мужа, равно как и их отец.
В-третьих, запреты относительно родственников по браку.
1. Жены отцов, дедов и представителей предыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову Всевышнего Аллаха:
"Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы"
(Сура "Женщины", аят 22).
Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, она становится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т.д.
2. Жены сыновей и представителей последующих поколений, согласно слову Всевышнего:
"И жены ваших сыновей, которые от ваших чрев"
(Сура "Женщины", аят 23).
Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, она становится запретной для его отца, дедов его и т.д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с ней близость или нет. 3. Мать жены, ее бабушки и представительницы предыдущих поколений согласно слову Всевышнего:
"И матери ваших жен" (Сура "Женщины", аят 23).
После заключения брачного союза между мужчиной и женщиной, независимо от того, были у них половые отношения или нет, ее мать и бабушки как по линии отца, так и по линии матери, становятся запретными для него.
4. Дочери жены, а также дочери его сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, т.е. падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они разошлись до этих сношений, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего:
"И ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли: а если вы еще не вошли к ним, то нет на вас греха"
(Сура "Женщины", аят 23).
После того, как мужчина женился на женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся для него, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа.
Мухаммад ибн Усаймин
Брак и развод в Исламе