Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Практическая схема ежедневных занятий с ребёнком
Материнство > Профессия - мама! > Здоровье ребенка > Советы логопеда
Tartan
Я довольно много и часто читаю на тему развития речи у детей. Это, видимо, и беда моя :BzZz: :D т.к. после кучи перелопаченого материала у меня стооолько всего в голове, такая масса идей и методик, что я сама теряюсь. Пытаюсь сесть и привести эту безумную кучу инфы в какой-то порядок в своей головушке, а в результате-то занятия с ребёнком часто получаются какие-то кривобокие, бессистемные. То мы рисуем целыми днями, то из пластилина лепим каждый день, то пытаюсь артикуляции учить... Результаты есть, но как представлю, КАК могли бы мы сейчас говорить, если бы мама поменьше читала, а побольше думала :cranky: .

Я хотела попросить всех и, конечно, нашу уважаемую Логомаму объеденить усилия и создать какую-то схему занятий с ребёнком. Пошагово. Ну например:
- Утро, рисуем
- 2 часа спустя, "пятиминутка по артикуляции"
- ещё 2 час спустя делем то и это и т.п.

Может, попробуем составить такую схему на неделю, например, и все желающие будем по ней заниматься. Потом ещё на неделю и опять занимаемся. Гораздо легче системно заниматься, когда есть план и ведь так интересно будет отследить динамику развития речи у детей! Как считаете?
логомама
ЦИТАТА (Tartan)
Может, попробуем составить такую схему на неделю, например, и все желающие будем по ней заниматься.

Эта затея сколь интересна, столь и сложна. :blush:
План на какой возраст? ( для разного возраста - разные требования)
План на какой уровень речевого развития? ( для каждого уровня - опять свои требования)
Уже соединив эти два пункта, мы понимаем... что все индивидуально.
Если же говорить о усредненной системе занятий. Чем нужно заниматься с детьми с нормальным речевым развитием, то я давала ссылки в "Важной теме" - нормы речевого развития. :blush:
Так что для начала ответим на вопросы о возрасте, о норме-патологии. Наконец - занятия только по развитию речи имеются ввиду? Или все таки общее развитие ребенка, что уже немного за рамками нашей темы.
Но если девочки будут делиться своим опытом, своими вариантами речевых игр - наверное это будет интересно. :4u:
Divo
Беру более понятный мне возраст 2-3 года.

Например, ориентироваться можно на такой "идеал". :p

Каждый день:
- прогулка с подвижными играми
- танцы под музыку
- речевые занятия
- ролевые игры (машины, железные дороги, куклы..)
- "умные игры": лото, домино, пазлы...
- чтение
- помощь в домашних делах
- рисование, раскрашивание, лепка
- изготовление поделок из разного рода мусора и всякие творческие штуки

Каждую неделю:
- культурный выход (театр, музей, экскурсия-поездка)
- 2-3 раза развивающая группа (для не ходящих в сад)
- развлекательный выход (детский центр, парк аттракционов, аквапарк, гости и т.д)
- длинная прогулка по делу.
tatka
Divo, беру на вооружение. Не все, конечно, но все-таки. Кстати, занимаемся "Уроками логопеда", Насте безумно нравятся пальчиковые игры. Готова круглые сутки "резать, рубить капусту". Кое-что стала повторять и много-много говорить, но к сожалению на "своем" пока.
Tartan
ЦИТАТА (логомама)
Чем нужно заниматься с детьми с нормальным речевым развитием, то я давала ссылки в "Важной теме" - нормы речевого развития. 
логомама, я ссылочки очень внимательно прочитала, много распечатала :super: . Т.е. добавила себе ещё кучу информации в голову :) . Пытаюсь теперь систематизировать.

ЦИТАТА (логомама)
Наконец - занятия только по развитию речи имеются ввиду?
Да, сконцентрироваться бы на занятих по развитию речи. Общее развитите это, в самом деле, огромный объём.

Divo, шикарный план! :super: Распечатать и на стену каждой маме. А про речевые занятия можно поподробней? ты в другой теме про шикарного логопеда писала, она вам никаких конкретных рекомендаций и указаний по занятиям не давала?
логомама
ЦИТАТА (Tartan)
Т.е. добавила себе ещё кучу информации в голову :) . Пытаюсь теперь систематизировать. Да, сконцентрироваться бы на занятих по развитию речи.

Так, ну давай систематизируем.
Что нужно для гармоничного речевого развития:

1. Моторика
- общая
- мелкая (пальчиковая гимнастика)
- артикуляционная ( гимнастика для губок и язычка)

2. Фонематический слух
- неречевой слух (различение бытовых звуков)
- речевой слух ( различение сходных по звучанию, произношению звуков на слух, в собственной речи)
- звуковой анализ и синтез ( место звука в слове, количество слогов...)
( это кратко - думаю, отдельную тему в шапку вынести)

3. Словарь
- обиходный ( развивать во время режимных моментов)
- обобщающие понятия, знания об окружающем мире, части предметов, антонимы... ( чтение, лото, логопедические пособия)

4. Грамматический строй речи
- сочетание в роде, числе, падеже ( нарабатывать на слух, закреплять буквально зазубриванием, если для ребенка это сложно)

5. Связная речь
- Рассказ по картинке
- Рассказ по серии картинок
- Выкладывание серии картинок в логической последовательности

Так, это навскидку, по каждому пункту можно много дополнять и расписывать...
Каждой из этих сторон речевого развития стоит уделять внимание в домашних занятиях.
Немножко улеглось в голове? :blush:
Divo
Tartan,
Сашу водила моя мама - дело было в Рязани, он у меня там чудесный плодотворный месяц провел. Так что ничего специального рассказать не могу. Мама говорит, что замечательный логопед Татьяна считает, что Саше спец.занятия пока ни к чему, но раз уж мы так хотим... А развивать велела все то же самое: моторика на всяких разнообразных действиях (особенно разукрашивание штриховкой, лепка, работа с поделочным материалом всевозможным), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, развитие слуха, ритма и внимания (слушание музыки, разного рода шумовые и танцевальные занятия). И постоянное проговаривание всевозможных бытовых ситуаций, чтение и обсуждение прочитанного и т.д.

Мое мнение: отделить развитие речи от развития вообще тяжеловато. И нужно обязательно делать скидку на детскую индивидуальность. У Саши офигенная память, у него пассив огромный, а речь - очень примитивная пока еще, много тарабарщины, мало чистых звуков.
Самое главное для меня, повторюсь - то, что он охотно садится заниматься. Пусть по 5-15 минут продуктивно, но это все копится и уже я вижу, что пошли хорошие результаты. Книгу "Уроки логопеда" я купила перед Новым годом. Два месяца не слишком интенсивных занятий - и заработало. :dance:

Сейчас наши с ним занятия состоят из следующих групп упражнений:
1. Моторика (всевозможные "мудры" из пальцев строим - зайчики, деревья, птички, собачки... По "Урокам логопеда").
2. Игры с языком - артикуляционная гимнастика - всякие высовывания, блинчики-иголочки и т.п.
3. Читаем по сто раз стихи, чтобы Саша заканчивал строчки - это Чуковский, Барто, Токмакова и Пушкин "О попе и работнике его Балде".
4. Рассматриваем всякие картинки, насыщенные предметами, ищем одинаковые, составляем истории, решаем логические задачки для малышей (типа сколько треугольников, какая дорога короче и т.п. )
5. Игры типа съедобное-несъедобное. Или "когда я назову что-то маленькое и живое, хлопни в ладоши". Или "когда я назову что-то холодное". Это на развитие слухового внимания.
Пожалуй, всё.
Еще рисуем. Покупаю несложные, но интересные раскраски. Карандаши цветные какие-то говенные продаются - у нас на "ура" пошли пастельные мелки. :p Вроде красит, старается. Но пока не очень - за границу залезает, штриховать равномерно не получается. Но я радуюсь, что хоть садится это все делать! :worthy:

» Дописано позже
логомама,
О! :dance:
Превосходная схема! Мы практически по ней двигаемся.
Вот только с грамматическим строем речи пока засада - у нас всё еще "буква ты".
Себя Саша упорно называет "ты". "Моя, мое, мой" = всё "мой".
Ну и т.д. Я пока не нагнетаю.
Tartan
логомама, воооот! :super: Супер, именно это я примерно себе и представляла, по пунктам. Спасибо! :4u: :love: Мы всё это делаем, сейчас я это наглядно вижу по твоей схемке :dance: .

ЦИТАТА (Divo)
Книгу "Уроки логопеда" я купила перед Новым годом. Два месяца не слишком интенсивных занятий - и заработало. 
Divo, а кто автор?
Divo
Tartan,
Косинова. Уроки логопеда.
Очень наглядная и отлично выстроенная книга. Упражнений куча, иллюстрациями, стихами и сказочками. Хватит до 5-6 лет заниматься.

И вот такая для логики и смекалки.
Шалаева. Большая книга логических игр.
Tartan
Divo, спасибо! :4u: :dance:
ляГушка
:4u: Divo,
логомама
ЦИТАТА (Divo)
Себя Саша упорно называет "ты". "Моя, мое, мой" = всё "мой".

Ну, путаница в родах, а особенно в падежах - это еще долго преследовать будет.
Тут только долбеж и долбеж... чем больше слышит и повторяет правильные варианты, тем быстрее уляжется.
ЦИТАТА (Tartan)
Супер, именно это я примерно себе и представляла, по пунктам. Спасибо!

Рада, что удовлетворила запрос. :blush: :4u:
Леля
Вот сколько раз я пыталась составить расписание занятий и не только логопедических, а просто "по-жизни" И все кончилось пшиком, уж не говоря о том, что "Сегодня я не буду лепить, сегодня я буду смотреть мультики" не каждый день есть достаточно времени и желания у меня самой. так и получается, 2 недели каждый божий день занимаемся буквами, читаем слоги, а потом ребенку надоедает и еще через 2 недели половина позабыта, о слогах даже речи не идет.
NatusyaR
Здравствуйте Логомама!
Подскажите пожалуйста, :4u: моему сыну Андрейке 1 год 3 месяца, до года он говорил папа(первое слово), мама, а теперь вообще не говорит, только говорит «я», «дай», иногда «мам-мам», говорят, что в год должен знать 10 слов. Помогите! :???: :worthy:
логомама
ЦИТАТА (NatusyaR)
Подскажите пожалуйста, :4u: моему сыну Андрейке 1 год 3 месяца, до года он говорил папа(первое слово), мама, а теперь вообще не говорит, только говорит «я», «дай», иногда «мам-мам», говорят, что в год должен знать 10 слов. Помогите! :???: :worthy:

А вы уверены, что "папа" было словом (конкретно о папе речь шла) а не гулением?
Но бывает и так, что слово на время выпадает из активного словаря - не стоит пугаться.
А "я", "дай", "мам-мам" - это слова обозначающие "себя", "просьбу", "маму" или просто набор звуков?
Terra
Ох, и я вопросами...Тимуське 1 год и 9 месяцев, первое слово в 10 месяцев -"дай",сразу после года - "мама", баба","папа", "не нада", ну и ещё пару слов. Такая ситуация до 1 года и 7 месяцев-около6-7 слов, за нами не повторял(ну тут ещё и особенность характера-специально и сейчас ничего не делает -только когда сам захочет), подражания животным не было.В год и 7 -резкий скачок: много новых слов, начал подражать животным.Сейчас ситуация такая: около 80 слов в активе, из них понятных всем 10-15, остальные коверкает, например: "маа"-медведь, "фап"-шапка и т.д. Предложения проскакивали пару раз : баба иди, папа ам , брым тата(машинка красная).Меня волнует (или рано ещё волноваться?) , что он заменяет букву "к" на букву "т"- "тута"-курица("туту"-курицу), "татети"-конфеты, "тата"-красная.До какого возраста это является нормой( ибо в разных источниках разные данные)?Заранее спасибо за ответ
логомама
ЦИТАТА (Terra)
Меня волнует (или рано ещё волноваться?) , что он заменяет букву "к" на букву "т"-

Думаю, рано. :p
( эх, надо мне открывать тему о фонематическом слухе... а пока можешь заглянуть в тему речевые нормы в шапке подфорума, там есть варианты занятий по развитию речи, которые легко проводить дома самостоятельно)
Terra
"( эх, надо мне открывать тему о фонематическом слухе... а пока можешь заглянуть в тему речевые нормы в шапке подфорума, там есть варианты занятий по развитию речи, которые легко проводить дома самостоятельно)"

логомама, наверное надо, даже очень надо:) Я, почитав, Ваши сообщения в разных темах , так и подумала , что у нас с этим проблема, но хотелось у Вас уточнить .Спасибо!!
логомама
ЦИТАТА (Terra)
логомама, наверное надо, даже очень надо

Открыла: Фонематический слух :)
vikusa
здрасти у меня такой вопросик..вот нам нервопотолог поставила задержку речевого развития..я в панике..
что мне делать,она сказала больше читать,но он не слушает меня я иногда просто тупо сижу читаю ему сказку а он играет ,занят своим делом...можете мне посоветовать..что нибудь? :ugu:
Саньке 1 год и 2 мес. говорит мама редко...восновном баба какакак кокок папа..и на своём что то там..иногда проскакивает аё (алё) ава (собака) и всё... :cry: :cry: :cry:
логомама
ЦИТАТА (vikusa)
здрасти у меня такой вопросик..вот нам нервопотолог поставила задержку речевого развития..я в панике..

Не паникуйте, есть большая вероятность, что все скоро нормализуется и эта задержка - лишь вариант нормы речевого развития вашего малыша.
Варианты домашних занятий для детишек этого возраста есть, если пройти по этой ссылке:
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_010402.shtml
Удачи вам. :4u:
vikusa
большое спасибо. :kiss:
Unique
ЦИТАТА (vikusa @ 18 мая 2007, 12:20)
здрасти у меня такой вопросик..вот нам нервопотолог  поставила задержку речевого развития..я в панике..
что мне делать,она сказала больше  читать,но он не слушает меня  я иногда просто тупо сижу читаю ему сказку а он играет ,занят своим делом...можете мне посоветовать..что нибудь? :ugu:
Саньке 1 год и 2 мес. говорит мама редко...восновном баба какакак кокок папа..и на своём что то там..иногда проскакивает аё (алё)  ава (собака) и всё... :cry:  :cry:  :cry:
*



ЗРР в 1 год и 2 месяца - такое возможно?..
Именно поэтому, каюсь, я дочку в полтора на плановый визит к невропатологу не повела...Нам 1 июня будет год и семь. Говорит ма-ма, па-па, ава (собака), "га" (это у нее значит вообще "говорить") и "кх" (это означает некоторых животных). За нами повторять что-то новое не пытается.Пассивный словарь достаточно большой, как мне кажется, язык жестов очень богатый...
Логомама, скажите, пожалуйста, как Вы полагаете, нам сейчас обратиться к специалисту, или есть еще шанс на самостоятельный речевой прорыв?
логомама
ЦИТАТА (Unique)
Логомама, скажите, пожалуйста, как Вы полагаете, нам сейчас обратиться к специалисту, или есть еще шанс на самостоятельный речевой прорыв?

Есть шанс, конечно! :)
Следите за развитием речи, появляются ли новые слова, занимайтесь дома. Не думаю, что сейчас есть повод паниковать ( ну ставят у нас ЗРР всем, кто "ниже нормы"... но норма в этом возрасте слишком лабильна. ;) )
Но не могу и опрометчиво обнадеживать вас, не знаю этот случай... что с анмнезом.
Максимум ожидания - до двух с половиной лет, если прорыва не случится - надо будет начинать работу! :)
Unique
Логомама,

Спасибо!
strust
ЦИТАТА (Divo @ 11 мар 2007, 20:29)
Беру более понятный мне возраст 2-3 года.

Например, ориентироваться можно на такой "идеал".  :p

Каждый день:
- прогулка с подвижными играми
- танцы под музыку
- речевые занятия
- ролевые игры (машины, железные дороги, куклы..)
- "умные игры": лото, домино, пазлы...
- чтение
- помощь в домашних делах
- рисование, раскрашивание, лепка
- изготовление поделок из разного рода мусора и всякие творческие штуки

Каждую неделю:
- культурный выход (театр, музей, экскурсия-поездка)
- 2-3 раза развивающая группа (для не ходящих в сад)
- развлекательный выход (детский центр, парк аттракционов, аквапарк, гости и т.д)
- длинная прогулка по делу.
*


:clap: :p Спасибо! Отличный план :super: Тоже все пытаюсь все это как-то систематизировать
пикса
Здравствуйте!!! :4u: У меня такой вопросик: моей племяннице 2года и 5 месяцев, и она говорит только "мама!, "папа", "баба", хотя все понимает, т.е. пассивный словарь довольно разнообразен. Плохо ли это? Какие последствия могут быть. Какие меры предпринять? Еще скажу,что девочка до сих пор сосет соску, причем не только когда засыпает, а почти все время, когда находится дома. Может ли быть задержа речевого развития от сосания соски?
Simonetta
пикса,Думаю, здесь и консультация психолога не помешает -к этому возрасту сосательный рефлекс должен угасать, а сосёт весь день - возможно, компенсирует таким образом стрессы.
логомама
ЦИТАТА (пикса)
Какие меры предпринять?

Сходить к логопеду и психоневрологу проконсультироваться. :)
Nika143
Может и нам что то посоветуете. Сыну 4 года 10 месяцев, говорит мало слов, да особо и не хочет разговаривать. Что то говорит хорошо, как например " мама моя прости меня" или спасибо, чистота, закрыто, жук, сыр, сок, суп, мама что это?, а там еще, ну и еще какие то слова. В детский сад ходит третий год, с 2г 7 мес , но за это время не стал лучше разговаривать, появилось не много новых слов. Какие то слова он называет по своему и уговорить или заставить его говорить слова правильно неозможно. Вот например воду он называет "ня-ня", несмотря на то что он говорит слог "во" и слог "да" по отдельности, когда его просиь произнести вместе вода, от говорит ня-ня и смеется. Так же кошку он называет "аука" собаку "вавака" машину "би-би" и паровоз "ту-ту". Сегодня в детском саду был логопед, так онвообще отказался с ней разговаривать, не сказал ни одного слова. Из чего логопед сделала вывод, что у него отставание в речевом развитии. Уже и не знаю как его учить разговаривать. Буквы и звуки знает, отдельности произносит, слоги отдельн произносит, пишет буквы, очень любит рисовать и лепить. Рисует хорошо, его рисунки всегда висят на стенде среди лучших 10 рисунков в детском саду. А вот говорить никак не хочет или не может, не знаю. Вот как разговорить такого "молчуна", хотя молчуном его не назовешь, поговорить он любит, но обычные слова которые он хорошо произносит он перемешивает со своими выдуманными, поэтому человек не знающих его "личных" словечек не всегда его может понять.
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.