Tartan,
Сашу водила моя мама - дело было в Рязани, он у меня там чудесный плодотворный месяц провел. Так что ничего специального рассказать не могу. Мама говорит, что замечательный логопед Татьяна считает, что Саше спец.занятия пока ни к чему, но раз уж мы так хотим... А развивать велела все то же самое: моторика на всяких разнообразных действиях (особенно разукрашивание штриховкой, лепка, работа с поделочным материалом всевозможным), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, развитие слуха, ритма и внимания (слушание музыки, разного рода шумовые и танцевальные занятия). И постоянное проговаривание всевозможных бытовых ситуаций, чтение и обсуждение прочитанного и т.д.
Мое мнение: отделить развитие речи от развития вообще тяжеловато. И нужно обязательно делать скидку на детскую индивидуальность. У Саши офигенная память, у него пассив огромный, а речь - очень примитивная пока еще, много тарабарщины, мало чистых звуков.
Самое главное для меня, повторюсь - то, что он охотно садится заниматься. Пусть по 5-15 минут продуктивно, но это все копится и уже я вижу, что пошли хорошие результаты. Книгу "Уроки логопеда" я купила перед Новым годом. Два месяца не слишком интенсивных занятий - и заработало.
Сейчас наши с ним занятия состоят из следующих групп упражнений:
1. Моторика (всевозможные "мудры" из пальцев строим - зайчики, деревья, птички, собачки... По "Урокам логопеда").
2. Игры с языком - артикуляционная гимнастика - всякие высовывания, блинчики-иголочки и т.п.
3. Читаем по сто раз стихи, чтобы Саша заканчивал строчки - это Чуковский, Барто, Токмакова и Пушкин "О попе и работнике его Балде".
4. Рассматриваем всякие картинки, насыщенные предметами, ищем одинаковые, составляем истории, решаем логические задачки для малышей (типа сколько треугольников, какая дорога короче и т.п. )
5. Игры типа съедобное-несъедобное. Или "когда я назову что-то маленькое и живое, хлопни в ладоши". Или "когда я назову что-то холодное". Это на развитие слухового внимания.
Пожалуй, всё.
Еще рисуем. Покупаю несложные, но интересные раскраски. Карандаши цветные какие-то говенные продаются - у нас на "ура" пошли пастельные мелки.
Вроде красит, старается. Но пока не очень - за границу залезает, штриховать равномерно не получается. Но я радуюсь, что хоть садится это все делать!
»
Дописано позжелогомама,
О!
Превосходная схема! Мы практически по ней двигаемся.
Вот только с грамматическим строем речи пока засада - у нас всё еще "буква ты".
Себя Саша упорно называет "ты". "Моя, мое, мой" = всё "мой".
Ну и т.д. Я пока не нагнетаю.