Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Архитектура православного храма
Материнство > Личная жизнь > Вера > Христианство
Страницы: 1, 2
Эхомама
Итак, по немногочисленным просьбам трудящихся открываем тему об истории русской храмовой архитектуры.
Начнем с самого начала, то есть с истоков. А истоки христианской архитектуры обнаруживаются в древнегреческой и древнеримской архитектуре.

Опираться буду на конспекты лекций по истории русской архитектуры, которые читал в МАРХИ В.Л.Махнач.

Первые христианские храмы, где совершались Литургии, в I-III веках, берут смысловое начало от Сионской Горницы - той самой, где была совершена Тайная Вечеря. Очень рано храм приобретает апсиду:

Апсида (от греч. hapsis – «свод»), полукруглый или граненый выступ здания. В древнеримских базиликах в апсиде находилось место судьи. В христианских храмах апсиды обычно располагались с восточной стороны. Символически апсида становится местом пребывания Верховного Судии, в апсиде ставится Престол.

[attachmentid=294929][attachmentid=294932][attachmentid=294935]

Алтарь почти открыт; лишь символическая преграда в виде ряда редко поставленных колонн. Между колоннами размещались иконы в один ряд, чаще только две: справа от центра - Спасителя, слева - Богородицы. Царских Врат еще нет.

Уместно здесь упомянуть и о пещерных храмах, которые были распространены в первые века христианства. Причина их появления очевидна: первохристианские общины подвергались преследованиям и вынуждены были скрываться.
Образцы пещерных храмов сохранились, например, в Херсонесе.

[attachmentid=294937]

В 313 году император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания. Таким типом здания стала базилика - прямоугольное в плане здание, основной тип храма. Внутреннее пространство разделялось рядами колонн на продольные части - нефы (обычно 3 или 5). Главный неф выше боковых, освещается через окна над крышами боковых нефов. Форма каждого нефа напоминает корабль (символ Ноева ковчега).

[attachmentid=294948]

Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий (открытый двор, окруженный колоннадой), в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Нартекс - это в русских церквях притвор.

В ранних базиликах 4–5 вв. вход находился с восточной стороны здания, а апсида с западной. Во время богослужения священник, пребывая перед алтарем, смотрел на восток, стоя лицом к пастве. Позднее характер службы изменился, священник и паства вместе обращали свой взор к востоку, и пастырь оказался стоящим спиной к собравшимся. В Средние века вошло в традицию устраивать вход с запада, а святая святых – алтарь – с востока.
Эхомама
Наряду с базиликами, строились и центрические храмы. Наши русские храмы во многом берут исток от них.
В Византии получает распространение крестово-купольный тип храма.

Крестовый свод, свод, образующийся при пересечении двух одинаковой высоты цилиндрических сводов под прямым углом. Крестовый свод требует наличия четырех свободностоящих опор, легко соединяется с другими крестовыми или цилиндрическими сводами и позволяет осветить здание со всех четырех сторон.

[attachmentid=294951]

Следующий этап - это попытка перекрыть прямоугольное помещение куполом. Чтобы осуществить эту задачу, византийцы стали применять паруса.

Купол (от лат. cupula), полусферический или иной сходный по форме свод, которым можно перекрыть пространство, имеющее в основании круг, многоугольник или эллипс. Купол может опираться на цилиндрический барабан или квадратные и многоугольные в плане части здания; в последнем случае для перехода от нижнего кольца купола к квадрату или многоугольнику используются специальные конструктивные элементы – паруса и тромпы.

Парус (пандатив), сферический треугольник, нижний угол которого опирается на столб, а верхняя дуга вместе с дугами других парусов лежит в основании купола. Паруса стали применять в позднеримскую эпоху, их регулярное использование началось в архитектуре Византии с эпохи Юстиниана.

[attachmentid=294953]

Тромпы, четырехгранная конструкция в форме части конуса или четверти сферического купола, позволяющая осуществить переход от нижнего кубовидного объема здания к верхнему – круглому или многогранному.

[attachmentid=294955]

Ранние византийские храмы строились только ради интерьера, мало заботясь о внешнем облике. Интерьеры богато украшались мозаиками или фресками. В 11-12 веках внешнему облику храмов стали уделять большее внимание. В 15 веке, перед гибелью Византии, появляется многоглавый собор.
SnowWhite
Интересно очень.
Эхомама
И еще немного терминологии, если позволите. Чтобы было на что опираться в дальнейшем.

Цилиндрический свод, свод образующий в поперечном сечении часть окружности, параболы или эллипса. Цилиндрический свод требует непрерывной линии опоры вдоль всего своего основания, поэтому обычно ставится на стены или параллельные ряды колонн.

[attachmentid=294997]

Подпружная арка - арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестово-купольного типа кольцо барабана купола поддерживают четыре подпружные арки. Одна из них - арка, предваряющая алтарь, называется триумфальной.

Барабан - цилиндр или многогранник, завершающие объем здания и обычно увенчанные куполом либо главой. Если в стенках барабана имеются оконные проемы, такой барабан именуется световым барабаном.
В русских пятикупольных храмах обычно световым делается только центральный барабан, а четыре малых барабана - глухие.

user posted image
SnowWhite
Анна Хрусталева, а вот у греков вроде крестовый свод, да?
Эхомама
Точно, в греческих храмах его можно увидеть очень часто!
Вот например:
[attachmentid=295015]

А вот пример цилиндрического свода. Это храм Воскресения Словущего в Ростове Великом, постройки 1670 г.
Да еще и с подпружными арками - они выступают вниз, повторяя форму свода, и опираются на поставленные у стен сдвоенные колонны.

[attachmentid=295014]
SnowWhite
Мне очень интересно. Еще бы запомнить...хотя бы часть...
Эхомама
Ну раз интересно, тогда будем продолжать! :4u:

Есть еще одна распространенная форма свода. К сожелению, пока не могу подобрать иллюстрацию.

Сомкнутый свод - свод, образованный наклонными по заданной кривой продолжениями стен, сходящимися:
- в горизонтальной шелыге свода при перекрытии прямоугольного в плане помещения; или
- в одной точке при перекрытии цилиндрического помещения.
Сомкнутый свод передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине.

Коан
Анна Хрусталева, Спасибо, очень интересно. Хотелось бы еще узнать, где и что можно увидеть вживую.
Эхомама
Nura, конечно, и до этого дойдем. Я пока хочу определиться, так сказать, с азбукой, а потом перейдем уже конкретно к русской архитектуре, в том числе и ныне существующей! :4u:
Хотя, пожалуй, стоит сказать о базиликах. У нас в России я пожалуй не помню храмов базиликального типа. А вот в Европе их много. Большинство небольших сельских храмов - однонефные базилики; громадные готические соборы - по своей структуре, те же базилики, но уже трех и пятинефные.
Могу показать мечеть Омейядов в Дамаске - бывшая христианская базилика, где по сей день покоится Глава св. Иоанна Предтечи.
[attachmentid=295112]
Простая трехнефная базилика, перекрытая плоским деревянным потолком. Центральный неф даже не выше боковых, но шире. Очень изящные колоннады, несущие перекрытие.

Но пойдем дальше. Еще один термин.
Конха - полукупол, венчающий алтарную апсиду. Покажу два хрестоматийных примера: София Константинопольская и София Киевская.
[attachmentid=295110][attachmentid=295111]
Эхомама
В византийской архитектуре, как уже упоминалось, алтарная преграда низкая. В России, поскольку большинство церквей были деревянными, и их нельзя было расписать или покрыть мозаикой, иконостас начинает увеличиваться.
Но во второй половине XIX века (период повышенного интереса к древней архитектуре) снова возводятся низкие алтарные преграды.

Самые священные части храма - купол и конха апсиды.
Купол, покоящийся на барабане, символизирует небо. Храм прочитывается сверху вниз, как бы "стекает" с небес.

Фотиев канон росписи храма

(ФОТИЙ, свт. (ок. 820-ок.891), византийский церк. деятель и богослов, патриарх Константинопольский. Род. в аристократич. семье. Получил разностороннее классич. образование. Занимал при визант. дворе ряд высоких должностей. В результате государств. переворота занял место смещенного патр.Игнатия (858). Позднее его самого дважды низлагали (867 и 886). Ф. был активным поборником церк. независимости Византии. Его столкновения с Римом привели к первому разделению христиан Востока и Запада. Ф. много способствовал христианизации слав. народов. Его учениками были свт.*Кирилл и *Арефа Кесарийский. Скончался Ф. в ссылке.)

В центре купола - Христос Пантократор (Вседержитель)
На склонах купола - Архангелы
Между окнами на барабане - Апостолы или Пророки


[attachmentid=295115]


На подпружных арках - ангелы или святители
На парусах - четыре Евангелиста


[attachmentid=295137]
(мозаика храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге)

В конхе апсиды - Богоматерь (см. выше фотографию из Софии Новгородской)
В верхней части апсиды - Евхаристия
В нижней части апсиды - святители
(обычно закрыты алтарной преградой, даже низкой)

[attachmentid=295140]
(Мозаика апсиды Коевской Софии, правая часть)

[attachmentid=295142]
(Фрагмент мозаики храма Спаса-на-Крови, который виден через Царские Врата)

На сводах - ангельские чины
На восточных столбах, лицом к храму - Благовещение (слева Архангел Гавриил, справа - Дева Мария)


[attachmentid=295157]
(Правый из восточных столбов храма Спаса-на-Крови)

На столбах - избранные святые: святые воины, ктиторские изображения (ктитор - человек, на средства которого построен храм)

[attachmentid=295152] [attachmentid=295153]

В сводах - двунадесятые праздники. На стенах в несколько ярусов располагались евангельские сцены, в нижних - житие святого, которому посвящен храм, или сюжеты, оговоренные заказчиком церкви. В зависимости от того, в честь какого праздника или святого освящен храм, в росписи стен присутствуют в большей или меньшей степени Богородичный цикл или Христологичный цикл.

На западной стене - Страшный суд.

[attachmentid=295159]
(Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле)

В притворе часто изображается Архангел с мечом или копьем, ограждающий храм и вселенную
В нижней части стен - орнаментальные мотивы, часто там же располагалась надпись, повествующая о строительстве храма
ВалерКа
Аня, очень здорово и интересно :4u: . Я просто наслаждаюсь :worthy: , храмовая архитектура —моя любимая тема, еще со времен институтской Истории искусств. Спасибо.
Лялька
Анна Хрусталева,
как интересно, да еще и с фотографиями :worthy:
Нафаня
Столько всего интересного, многое стало понятным, спасибо :4u:
Latinique
Анна Хрусталева,
спасибо, очень интересная тема.

От себя посоветую интересующимся занимательную главу из книги Данилевского "Древняя Русь глазами современников и потомков". http://www.lants.tellur.ru:8100/history/da.../d08_1.htm#cosm
Irina
Спас-на-Крови какой потрясающий...
Эхомама
ВалерКа, Лялька, Нафаня, Irina, спасибо! :4u:
Latinique, интересно, почитала. Помню, Махнач упоминал Данилевского. Думаю, он пользовался его книгами.
Идем дальше...

Иконостас

Максимальная, почти невозможная высота иконостаса - 7 ярусов (рядов, или чинов)
Над Царскими Вратами - Тайная Вечеря
На Царских Вратах - четыре Евангелиста и разнесенное Благовещение (слева Архангел Гавриил, справа - Дева Мария)
Справа от Царских Врат - Спаситель или Святая Троица
Слева - Богородица.
Этот ряд называется местный чин.
Дальше справа - храмовая икона (изображающая святого или праздник в честь которого освящен храм).
На северных и южных вратах - первые диаконы Стефан и Филипп (отчего, вполне вероятно, и пошло название диаконские врата, а не от того, что через них проходят диаконы). Хотя в сохранившихся иконостасах гораздо чаще на диаконских дверях можно увидеть Архангелов Михаила и Гавриила, или первосвященников Аарона и пророка Моисея.

[attachmentid=295518]
Иконостас храма Пресвятой Троицы д. Хотеичи Московской области Орехово-Зуевского района. 2004-05 гг.

Выше местного располагается праздничный чин.
Иконы изображают двунадесятные праздники, и, если место позволяет, некоторые другие.
Третий чин называется Деисус (от греч. "моление"). В центре - икона Христос в Силах. Слева - Богородица, справа - св.Иоанн Предтеча.
Затем: Архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа), Апостолы Петр (слева) и Павел (справа). Далее, если место позволяет, следуют другие чтимые святые. Значение деисусного чина - заступничество за род человеческий.

[attachmentid=295521]
Храм во имя св. Николая. с.Дарьино, Одинцовский район, Московская область

Следующий ряд - пророческий чин. Иконы изображают пророков; в центре обычно - Знамение Божией Матери.

Пятый ряд - праотеческий чин. Библейские ветхозаветные праотцы: Ной, Авраам и другие. В центре - Бог Отец или Святая Троица.

Шестой и седьмой ярусы, если они присутствуют, изображают Страсти Господни, и носят название страстных.

[attachmentid=295539]
(Семиярусный (!) иконостас Троицкого собора Псковского Крома)

Венчает иконостас крест.
Танюшик
Аня, а ты не встречала, откуда пошла традиция именно так располагать сюжеты на иконостасе?...
Эхомама
Танюшик, честно говоря, точных данных нет. Но мне кажется, это может брать истоки из того же канона партиарха Фотия. Тут ведь много параллелей.

То, что касается устройства алтаря, богослужебных предметов, облачений духовенства, значений цвета облачений и т.д. - я опускаю, как не имеющее отношения к архитектуре.
Перейдем наконец к русской архитектуре.

Самый распространенный в русской архитектуре тип храма - крестово-купольный.
[attachmentid=295658]
Он берет начало от Софии Константинопольской (архитекторы - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета).
[attachmentid=295672]

Первые каменные постройки на Руси - это два Софийских собора.

[attachmentid=295665]
Святая София Киевская, 1037. Это огромный княжеский пятинефный пятиапсидный храм. Центральная апсида граненая. Главы ступенчато поднимаются над храмом, образуя пирамидальную композицию.

[attachmentid=295666]
Практически одновременно, в 1045 г., в Новгороде великий князь Владимир закладывает не менее грандиозный пятинефный, трехапсидный храм Святой Софии Новгородской.

[attachmentid=295669]
Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119г, Юрьево (около Новгорода)

[attachmentid=295632]
Собор Николая Чудотворца, 1113-1136

Нетрудно заметить, что все эти постройки носят еще черты византийской архитектуры. Собственно русская архитектурная школа начинает складываться позже.

1240-1480 гг - монголо-татарское иго над Русью
1478 - присоединение Новгорода к Москве
1510 - присоединение Пскова к Москве


Владимиро-суздальская архитектура домонгольского периода породила московскую и тверскую. Смоленская - псковскую и новгородскую.

В конце XIII века возрождается строительство каменных храмов. До этого с начала монгольского нашествия это ремесло было забыто примерно на полвека. В Москве храмы этого времени стояли на месте современных кремлевских соборов. Сохранилась архитектура этого времени только в Новгороде.

[attachmentid=295625]
Церковь Параскевы-Пятницы, В.Новгород, 1207г. Здесь сохранилась изначальное покрытие кровли.

Характерная черта псковских и новгородских храмов - трехлопастная арка, венчающая фасад. Иногда делится еще на три дополнительных арки (декор). Стены делятся лопатками - плоскими вертикальными выступами.

Новгород

Ступенчатых сводов нет (см. схему Софии Константинопольской: к главному куполу примыкают два полукупола). Характерная черта - одна алтарная апсида. Очень развитые (большие) притворы. Звонница часто располагается в нише одного из притворов, т.к. колокола маленькие (что позднее подхватил модерн). Все новгородские храмы строятся под обмазку. Основной строительный материал - булыга (местный камень), с обязательным применением кирпича в венчающих частях.
В XVI веке многим храмам надстроены восьмискатные крыши (с которых легче сходит снег).

[attachmentid=295548] [attachmentid=295549]
Церковь Иоанна Богослова в Радоковицах, В.Новгород (1383-1384гг.)
Кровля надстроена позднее.


[attachmentid=295554]
Храм Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год)
Эхомама
Хочу вернуться немного назад и показать еще пару фотографий по интерьеру храма.
Первая - это современная греческая церковь в Айя-Напе, Кипр. Построена, кажется, в 1990 году.

[attachmentid=295567]
На фото хорошо просматривается конха апсиды с образом Богородицы "Знамение", и разнесенное по сторонам алтаря Благовещение. Фото сделано с хоров.

А это роспись храма св. Феклы в одноименном монастыре в арамейской деревне Маалюля (Сирия)
[attachmentid=295571]
Вполне понятная греческая надпись - Пантократор. А вот арабская вязь по кругу выглядит орнаментально, но для нас нечитабельно.

И в том же храме - иконостас. Меня удивило, что храмовая икона - святой Феклы - находится не справа, как у нас, а слева от Царских Врат. То же самое я видела и в других сирийских храмах.
[attachmentid=295576]
Nelumbo nelumbo
Большое спасибо Вам за то, что Вы это рассказываете и иллюстрируете! :love: Будем ждать продолжения!
Позволю себе заметить - предупреждая вопросы, если кто обратит внимание на план Софии Киевской в Вашем сообщении № 19 и сравнит с тем, как храм выглядит сейчас - что нынешние купола были надстроены во второй половине 17 века. Тогда же соорудили колокольню.
Эхомама
Nelumbo nelumbo, большое спасибо за дополнение!
И вообще, вы спрашивайте, а то для меня некоторые вещи очевидны, а со стороны, возможно, не все понятно.
Mikimota
читаю с удовольствием! спасибо большое - я давно хотела хотя бы немного разобраться в терминологии и истории архитектуры храмов, очень благодарна за доступное изложение :4u:
Эхомама
Спасибо :blush: А я боялась, не слишком ли умничаю :shuffle:
Я обязательно постараюсь продолжить, просто со временем сейчас туго.
SnowWhite
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 1 фев 2007, 12:14)
А я боялась, не слишком ли умничаю  :shuffle:
*


На мой взгляд, все понятно, особенно если вдмучиво читать и смотреть.
Эхомама
Итак, в XV веке новгородские храмы становятся выше, что придает им легкость. Сказывается влияние Запада (готика), кое-где зодчие применяют стерльчатые арки над входом и над окнами.

Появляются новые варианты декора из кирпича:
поребрик (кирпичи укладываются под углом к наружной поверхности стены)
[attachmentid=301867]

и бегунец (кирпичи укладываются торцом наружу под углом друг к другу)
[attachmentid=301868]

Обычно можно встретить сочетание этих декоров:
[attachmentid=301870]



[attachmentid=301862]
Великий Новгород. Зверин монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1399 г)

[attachmentid=301863]
Зверин монастырь. Церковь Симеона Богоприимца (1467)
( фото с сайта http://www.sobory.ru/ )

Лично мне гораздо больше нравится вторая, хоть она и моложе на полвека. Какие пропорции!

Маленькая церковь Симеона Богоприимца - двухярусная, оба яруса - богослужебные. Скатная кровля - первоначальная, не позднейшая. Московские черты: высокий подклет, высокие апсиды.

[attachmentid=301872]

Иногда встречаются трехъярусные храмы: под подклетом есть еще и подвал.
При Иване IV Новгород лишен независимости. Поэтому новые храмы не строятся (нет средств, нет заказчиков), и хорошо сохранились храмы конца XIV века. Свободолюбие новгородцев сказалось в частом употреблении красного фона икон.
Эхомама
Псков

[attachmentid=301876]
Храм Святогорского монастыря.

Нет пониженных углов. Колокольня позднейшая, это заметно.

[attachmentid=301880]
Вотчинный храм в Мелетово. Кровлю кроют по 16-ти или по 22-м (!) скатам.
Многие храмы позднее были перекрыты под восьмискатную кровлю (как и в Новгороде).

Характерная псковская звонница: колонна имеет в плане в верхней и нижней части квадрат, в средней - круг.
Звонницы строятся как отдельностоящие, так и на своде храма.

Боковой придел, часто с собственным куполом, может выходить в трапезную палату.

[attachmentid=301884] [attachmentid=301885]
Храм Спаса Нерукотворного образа

Псковские храмы менее богато декорированы, чем новгородские.
Эхомама
[attachmentid=301943]
Храм Илии Пророка в селе Выбуты, где родилась княгиня Ольга (XV век) Находится в 8 км от Пскова.
( фото с сайта www.dorogami.ru/pskovobl.html )


Два древнейших храма Пскова:

[attachmentid=301945]
Псков. Собор Иоанно-Предтечи Ивановского монастыря. XII век

[attachmentid=301946]
Псков. Мирожский монастырь. Собор Преображения (1137-1142)

Для псковских храмов характерны многообъемные композиции, смещение звонницы и ворот относительно оси храма.
Редкая деталь храма (т.к. обычно не сохраняется до нашего времени) - часовня у апсиды под углом 45 градусов к фасаду, соединенная с храмом, но не имеющая выхода в него.
pointynose
спасибо Вам огромное - так интересно!
Эхомама
Ранняя московская архитектура

Характерные черты ранних московских храмов: небольшой объем, белокаменные, одноглавые, с пирамидальным завершением и килеобразными кокошниками. Часто используются внутри подпружные полуциркульные арки, которые держат купол.

[attachmentid=311974]
Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор (1152-1157)

[attachmentid=311976]
Владимирская икона Божией Матери. Византийская школа иконописи

Московский кремль

[attachmentid=311994]
Храм Спаса-на-Бору. 1330 год
Древнейший московский храм. Он стоял во дворе Большого Кремлевского дворца:

[attachmentid=311984]
на этом фото видно, как заботливо архитектор К.Тон обогнул храм при строительстве дворца. Однако новой власти не было дела до этой исторической и архитектурной ценности, и в 1930-е годы храм взорвали.

Другой московский храм 1330 года постройки - церковь Воскресения Лазаря в подклете церкви Рождества Богородицы ("Царицы-на-Сенях")


[attachmentid=311989]
План церкви Рождества Богородицы 1393-1394 гг.

Успенский собор


[attachmentid=312009]
Первый собор на этом месте был построен в XIV веке, в царствование Ивана I. Когда через сто лет собор сильно обветшал, строительства нового собора было поручено русским архитекторам Кривцову и Мышкину. Начатое в 1472 году строительство не было закончено, так как доведенный до сводов храм обрушился после землетрясения, поизошедшего в Москве 20 мая 1474 года.

[attachmentid=312014]
Успенский собор Московского Кремля.
Совмещенные планы храмов 1326, 1472-1474 и 1475-1479 гг.
(По К.К. Романову)


После этого Иван III пригласил из Италии Аристотеля Фиораванти, который и построил существующее здание собора. Собор был построен по подобию Успенского собора во Владимире.

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 собор был расписан заново, старые росписи практически не сохранились.
В 1547 году в соборе прошла коронация первого русского царя, Ивана IV, а с 1721 года собор стал местом коронации русских императоров.


[attachmentid=311996]
[attachmentid=311997]
Центральный нэф равен боковым, а не больше их. При этом центральный кпол больше боковых и держится с помощью множества литых металлических брусов. Два восточных купола находятся над алтарной частью и имеют лодные световые барабаны. Центральный купол находится над солеей. Чтобы это смещение было менее заметно, а также чтобы лучше распределить свет в интерьере, сделаны круглые колонны. Апсиды, выходящие на площадь, скрыты за выступами боковых стен.[/color]


Благовещенский собор

[attachmentid=312020]
Построен в 1489 псковскими мастерами на месте старого собора начала XV века и изначально был трёхкупольным. Собор серьезно пострадал при пожаре 1547 и восстановлен в 1564, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.

В соборе частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Иконостас собора содержит иконы, написанные в 1405 Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.
До революции 1917 года собор являлся домовой церковью мужской половины княжеского, затем царского дома (домовая церковь женской половины - Рождества Богородицы на Сенях).

[attachmentid=312022]


Церковь Ризположения

[attachmentid=312029]
Между Грановитой палатой и Успенским собором расположена небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими мастерами в 1484—1486 гг. Она служила домовой церковью Московскому митрополиту.


Колокольня Ивана Великого

[attachmentid=312031]
В 1329 на этом месте была построена Церковь Иоанна Лествичника. В 1505 церковь была разобрана, и на её месте Боном Фрязином была сооружена новая церковь. В 1532—1543 зодчий Петрок Малый с северной стороны церкви пристроил прямоугольную звоницу с храмом «Вознесения». В 1600 при царе Борисе Годунове к двум ярусам колокольни Иоанна Лествичника была достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Вплоть до конца XIX века, когда был построен Храм Христа Спасителя, колокольня Ивана Великого оставалась высочайшим сооружением в Москве (ее высота 81 метр).


Архангельский собор

[attachmentid=312036]
Собор был сооружен в 1505—1508 гг. и получил посвящение Архистратигу Михаилу - покровителю великокняжеского рода. Около 1680 г. перестроен под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: в закомарах помещены ренессансные раковины, в центральной закомаре западного фасада - 4 круглых окошка, вместо лопаток стены делят пилястры классического ордера с коринфскими капителями.

Архангельский собор с 1340 по 1730 годы служил усыпальницей московских великих князей (затем русских царей) и их родственников мужского пола. Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. В 1928 в крипту Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом Вознесенском соборе женского монастыря).

ellena
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 1 фев 2007, 12:12)
Спасибо  :blush: А я боялась, не слишком ли умничаю  :shuffle:
Я обязательно постараюсь продолжить, просто со временем сейчас туго.
*


Анечка, спасибо. Ты умничай, умничка. Будет возможность, расскажи еще про Кремль, о тех храмах, что не сохранились.
Эхомама
Хорошо, чуть позже. Пока я стараюсь по порядку идти, придерживаясь конспекта.
Эхомама
Давно не возвращалась к этой теме, совсем нет времени.
Случайно наткнулась на интересную информацию, решила добавить.


Купола православного храма

Многообразие форм в русском храмовом зодчестве отражается на количестве куполов, венчающих храмы. Это количество куполов — символично. Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма. Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

источник
Al-Sandra
Аня, спасибо! Про цвет куполов не слышала раньше. Интересно было бы посмотреть на храм с 33-мя главами.
Эхомама
Мне тоже стало интересно. Оказывается, есть такой!
user posted image
Деревянная церковь Николая Чудотворца на Троицкой горе
http://www.hram-33.ru/images/hram_01.php

(по-моему, это трехмерная визуализация, не постройка)
Эхомама
user posted image
Купол храма с 33 главами в Серафимовиче. Женский монастырь
лаватера
Ого. Век живи, век учись.
ЦИТАТА
Деревянная церковь Николая Чудотворца на Троицкой горе

Это ж какая у него высота? Ведь явно больше 50 метров :O:
Анна Хрусталева, а черные купола? Это ведь не недоработка, они так веками стоят
Эхомама
Да, бывают черные. Правда, редко.
Не знаю, наверное есть обоснование и этому. :scratch:
georgiz
Можно и я немного добавлю... :4u:

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Начнем с самого начала, то есть с истоков. А истоки христианской архитектуры обнаруживаются в древнегреческой и древнеримской архитектуре.


Все это действительно так. Но понять христианскую вообще, а точнее православную, а еще точнее византийскую и русскую храмовую архитектуру невозможно без понимания главного.

Храм - это стены вокруг церковного собрания. Говоря языком о.Андрея Кураева, храм - это стены вокруг Причастия.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Опираться буду на конспекты лекций по истории русской архитектуры, которые читал в МАРХИ В.Л.Махнач.

Я бы советовал интересующимся обязательно обратиться к прежде всего к книге о.Александра Шмемана (Евхаристия), которая прекрасно раскрывает суть самого понятия "церковное собрание" и где есть небольшая глава о храме. Так же крайне желательно обратиться к Православной энциклопедии в тех ее разделах, где упоминаются какие-либо части храма (алтарь, амвон и т.д.).

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Первые христианские храмы, где совершались Литургии, в I-III веках, берут смысловое начало от Сионской Горницы - той самой, где была совершена Тайная Вечеря. Очень рано храм приобретает апсиду:

Не только первые, но и все храмы берут это смысловое начало. Горница, как и все храмы - лишь пространство вокруг Евхаристии. Первые же храмы берут не только смысловое начало, но и архитектурное. Именно "римские дома" с артиумом и были для первых христиан храмами, то есть местами собрания. В городах очень долго было по одному такому "храму". Христиане стремились зримо явить сущностное единство. "Всегда все, всегда вместе, всегда на одно и тоже" - это древнехристианское выражение очень точно характеризовало их взгляды на Церковь. Насколько я понимаю, такие "дома" не менялись, хотя вполне логично допустить, что было пару "запасных" мест для собраний.

Первые века (до прекращения гонений, где-то до 313 года), очевидно, собрания были камерные. Самые же первые года христиане, не имевшие никаких собственных религиозных зданий, восседали так, как показано на иконе "Пятидесятницы". Полукругом лицом к народу сидел епископ и пресвитеры, а перед ними народ. Народ, скорее всего, сидел на ковриках (коврах) на корточках.

Конечно при распространении христианства (еще во времена гонений) встал вопрос о особых зданиях для христианских собраний. Где-то гонений не было, но была возможность (и средства и община) построить себе собственное здание.

Тогда-то и появляются базилики-зрамы, архитектурно скопированные со зданий общественных (судебных) собраний. Это очень важный момент. Христиане находились в языческом мире, переполненным всякой религиозностью, в частности всякими храмами. Чтобы отмежеваться от окружающей религиозности и отметить ценность именно церковного собрания, христиане строят свои "храмы-базилики" в максимально безрелигиозном ключе.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Алтарь почти открыт; лишь символическая преграда в виде ряда редко поставленных колонн. Между колоннами размещались иконы в один ряд, чаще только две: справа от центра - Спасителя, слева - Богородицы. Царских Врат еще нет.


Жесткое отделение алтаря происходит очень поздно. К 4-5 векам формируется в основе (!) наш чин литургии. А значит нужды в таком алтаре пока не было. Какой он был сказать сложно, но скорее всего был похожим на то, что есть в католических храмах, то есть открытым пространством, обрамленным колоннами (символическим заборчиком). Наверное, где-то были и занавесочки. Думаю, что века до 7 далеко не все храмы имели иконы как разделительную грань между храмом и алтарем.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Уместно здесь упомянуть и о пещерных храмах, которые были распространены в первые века христианства. Причина их появления очевидна: первохристианские общины подвергались преследованиям и вынуждены были скрываться.
Образцы пещерных храмов сохранились, например, в Херсонесе.

Насколько я понимаю, много говориться о пещерных храмах потому, что они сохранились, в отличие от надземных. Однако, их количество не стоит преувеличивать, как и их серьезное влияние на осмысление храмового пространства и храмового зодчества.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
В 313 году император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания. Таким типом здания стала базилика - прямоугольное в плане здание, основной тип храма. Внутреннее пространство разделялось рядами колонн на продольные части - нефы (обычно 3 или 5). Главный неф выше боковых, освещается через окна над крышами боковых нефов. Форма каждого нефа напоминает корабль (символ Ноева ковчега).

Насколько я помню, 313 год, это год Миланского эдикта, то есть вступления христианства в равноправие с религиями империи. Хотя, могу и ошибаться.
Действительно именно с этого времени начинается расцвет базилик, понятно почему. Их просто разрешил строить для пополняющейся армии христиан. Но вот именно тут и происходит серьезнейший перелом в осмыслении храма.

Собрания христиан становятся большими. Камерность уходит. Приходит зрелищность, приходят имперские церемониалы, приходят новые массовые традиции. Из последних стоит отметить появление к 5-му веку массовых процессий, которые стекались к главному храму города с пением молитв и гимнов. Храм же был местом пока еще именно евхаристических собраний, то есть все стекались и там, по сути, присутствовали при чтении Слова Божьего и при том, что щаз называют "евхаристический канон". Таким образом, храм превращается в место больших собраний, в место зрелищных церемониалов.

Второй момент, что со временем храму все таки усваивается статус религиозного здания. И это очень важно. Акцент со временем переносится с реального собрания (которое нуждалось не более чем в обрамлении) к стенам как таковым.

Однако, даже во времена златоуста литургия служилась одна в городе. Это крайне важно. "Всегда все, всегда вместе..." Церковь зримо являло свое сущностное единство.

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий (открытый двор, окруженный колоннадой), в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Нартекс - это в русских церквях притвор.


Был дворик вокруг храма. В него-то и стекался тот народ. Тут был и баптистерий и хранилище, откуда вносили в храм Евангелие. Может тут же (хотя это совсем мо догадка) принимались приношения от христиан (которые потом превратились в просфоры) и наверное отсюда приготовленные приношения переносились в алтарь.

Это я все к тому, что наш локально-все-собравшый храм мало по своей функциональности связан с теми храмами (да 8-го века). Он связан главным - евхаристическим собранием.

Каждая эпоха влияла на храмостроителсьтво. Есть и была неизменная идея - стены вокруг евхаристического собрания (за ее забвение приходится платить почти языческим пониманием храма как самодостаточной святыни, которое очень распространено сейчас). Есть и была практическая сторона вопроса - как реально обставить сложившиеся богослужебные чины. Менялись чины - менялось и пространство храма. Есть и было то, что можно назвать строительным опытом. Например, сводчатые потолки не есть атрибут только храмов и поэтому никакого серьезного символического значения иметь не могут. Как умели, так и строили. Есть и было культурное и государственное влияние от некоего минимализма в эпоху гонений, до имперского размаха. Есть и было простое художественное творчество (чтоб красиво было), которому не стоило бы придавать какого-то уж статуса, поскольку каждый зодчий строил по своему.

Все это определило некоторый канон - правило, по которому сейчас строится храм. Все, что написано в этой теме правильно и здорово. Я лишь хотел некоторым образом связать суть храма с его архитектурой и показать, что суть остается неизменной, тогда как архитектура меняется принципиально.

Да... вот еще что. Если храм обрамляет церковное собрание, то почему бы явить зримо то невидимое, чем это собрание является. Я говорю о Церкви. Не только народ, но изображенный Христос, изображенные святые и ангелы прекрасно выполняют эту задачу. Входя в церковь человек оказывается на "небе на земле".

:)
Светлик
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 12 окт 2007, 23:46)
Купола православного храма

... пять куполов — Христос и четыре евангелиста.
...Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру".
... Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.


Аня, отлично представленный материал, Спасибо! :clap:

Вот посмотрела красивые фотографии и увидела храм другими глазами...
[attachmentid=459788] Церковь Св. А.Невского
Храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского в г. Ялте Храм построен по повелению императора Александра III в память трагической кончины его отца Александра II. Освящался собор уже при его внуке Николае II в 1902 году. Государь сам присутствовал на церемонии вместе с семьей, и затем нередко посещал этот храм, хотя в Ливадийском дворце, расположенном неподалеку, есть своя домовая церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. У Александро-Невского храма судьба сложилась довольно счастливо. Он не закрывался, отдыхавший в этих местах Святейший Патриарх Алексий II считал его своим храмом. До сих пор за престолом можно увидеть скрещенные рипиды в память о нем. [attachmentid=459798]

А вот еще интересный храм, что о нем скажешь?
[attachmentid=459794] Храм Знамения Пресвятой Богородицы в с. Дубровицы. Постройка 1697г

На мой взгляд прекрасные фотографии - взяты: http://foto.mail.ru/mail/tarantino06.75/
4yk4a
Понимаю что ето не русская архитектура но православная:D

[attachmentid=469317]

Светлик
ЦИТАТА (4yk4a @ 10 апр 2008, 01:31)
Понимаю что ето не русская архитектура но православная:


4yk4a, "Боже, какая красота"!!! :worthy: :clap:
А что это за храмы, где они находятся? :O: Похоже на последнем фото Киевская лавра?
4yk4a
ЦИТАТА (Светлик @ 11 апр 2008, 22:48)
ЦИТАТА (4yk4a @ 10 апр 2008, 01:31)
Понимаю что ето не русская архитектура но православная:


4yk4a, "Боже, какая красота"!!! :worthy: :clap:
А что это за храмы, где они находятся? :O: Похоже на последнем фото Киевская лавра?
*


Ето все в Киеве... На первой фотке Успенский собор Киево-Печерской лавры ето первий успенский собор в Киевской Руси.
2,3 фотка ето Михайловский золотоверхий собор, когдато в нем было много древних мозаик ХІІ века. Имено с етого храма в на Руси начали золотить купола.
4,5 фотка ет София Киевская имено в етом храме сохранилось древние мозайки ХI века.
6 фотка те самие древние фрески и мозаики. В центре ви видете "Оранту" ета мозаика сохранилась на все 100% а высота ее 6 м)))
7 фотка ет вся Киево- Печерская лавра. Само высокое здание ето Большая Лаврская колокольня высота ее почти 100м
P.S все храми выполнены в стире Украинского (Мазепинского) Бароко
отакая она Украинская архиректура
4yk4a
1,2 Успенская церьковь во Львове
3 фотка вид из дали
4 фотка очень символическая католичечкий костел на фоне православной колоколни
Успенская церковь построина в стиле украинского рококо
Светлик
ЦИТАТА (4yk4a @ 12 апр 2008, 19:27)
... символический католичечкий костел на фоне православной колокольни.
Успенская церковь построена в стиле украинского рококо

Превосходные фотографии! :super:
Знаю, что Львов красивейший город, но, к сажелению, так и не побывала в нем :cry:
Фото колокольни чем-то напоминают Мариатский костел в Кракове:
[attachmentid=471657]
А вот там виден купол костела в Кросно (Польша). Правда похоже?
[attachmentid=471658]
Видно близкое соседство сказывается на архитектуре соборов разных религий.
Вот какие необычные церкви нашла в месностях Подкорпатского воеводства (Польша), граничащих с Львовской областью:
[attachmentid=471660]

[attachmentid=471661]

[attachmentid=471662]

А это Храм Христа Спасителя в Москве (очень фотография понравилась - профессиональная!)
[attachmentid=471663]
Эхомама
ЦИТАТА (Светлик)
необычные церкви нашла в месностях Подкорпатского воеводства (Польша), граничащих с Львовской областью
Интересные образцы, особенно последний (деревянный).

ЦИТАТА (Светлик)
А вот еще интересный храм, что о нем скажешь?
О столпообразных храмах подробно в этой теме: Необычные храмы, на этой странице.
Светлик
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 13 апр 2008, 23:10)
О столпообразных храмах подробно в этой теме: Необычные храмы, на этой странице.
*


Превосходная страница!!! Отличные фотографии и подробные рассказы! Жалко, что далеко спрятана (Материнство › Личная жизнь › Вера › Христианство... - очень много страниц). Попробовала поискать не используя твою ссылку, так и не нашла, терпения не хватило. Может ее сюда перетащить, все-таки тут обсуждения посвежее и тема ближе.

[attachmentid=472619]
Древнейшее из существующих зданий Москвы - собор Спаса Нерукотворного в Андроньевском монастыре. 1420-е годы
4yk4a
Чернигов
Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII века
Эхомама
РАЗВИТИЕ ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВА НА РУСИ С IX ПО ХХ ВЕК - статья Михаила Кеслера
Antonkh
А это что за деталь архитектуры? Было замечено только в Киевской Лавре
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.