Можно и я немного добавлю...
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Начнем с самого начала, то есть с истоков. А истоки христианской архитектуры обнаруживаются в древнегреческой и древнеримской архитектуре.
Все это действительно так. Но понять христианскую вообще, а точнее православную, а еще точнее византийскую и русскую храмовую архитектуру невозможно без понимания главного.
Храм - это стены вокруг церковного собрания. Говоря языком о.Андрея Кураева, храм - это стены вокруг Причастия.
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Опираться буду на конспекты лекций по истории русской архитектуры, которые читал в МАРХИ В.Л.Махнач.
Я бы советовал интересующимся обязательно обратиться к прежде всего к книге о.Александра Шмемана (Евхаристия), которая прекрасно раскрывает суть самого понятия "церковное собрание" и где есть небольшая глава о храме. Так же крайне желательно обратиться к Православной энциклопедии в тех ее разделах, где упоминаются какие-либо части храма (алтарь, амвон и т.д.).
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Первые христианские храмы, где совершались Литургии, в I-III веках, берут смысловое начало от Сионской Горницы - той самой, где была совершена Тайная Вечеря. Очень рано храм приобретает апсиду:
Не только первые, но и все храмы берут это смысловое начало. Горница, как и все храмы - лишь пространство вокруг Евхаристии. Первые же храмы берут не только смысловое начало, но и архитектурное. Именно "римские дома" с артиумом и были для первых христиан храмами, то есть местами собрания. В городах очень долго было по одному такому "храму". Христиане стремились зримо явить сущностное единство. "Всегда все, всегда вместе, всегда на одно и тоже" - это древнехристианское выражение очень точно характеризовало их взгляды на Церковь. Насколько я понимаю, такие "дома" не менялись, хотя вполне логично допустить, что было пару "запасных" мест для собраний.
Первые века (до прекращения гонений, где-то до 313 года), очевидно, собрания были камерные. Самые же первые года христиане, не имевшие никаких собственных религиозных зданий, восседали так, как показано на иконе "Пятидесятницы". Полукругом лицом к народу сидел епископ и пресвитеры, а перед ними народ. Народ, скорее всего, сидел на ковриках (коврах) на корточках.
Конечно при распространении христианства (еще во времена гонений) встал вопрос о особых зданиях для христианских собраний. Где-то гонений не было, но была возможность (и средства и община) построить себе собственное здание.
Тогда-то и появляются базилики-зрамы, архитектурно скопированные со зданий общественных (судебных) собраний. Это очень важный момент. Христиане находились в языческом мире, переполненным всякой религиозностью, в частности всякими храмами. Чтобы отмежеваться от окружающей религиозности и отметить ценность именно церковного собрания, христиане строят свои "храмы-базилики" в максимально безрелигиозном ключе.
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Алтарь почти открыт; лишь символическая преграда в виде ряда редко поставленных колонн. Между колоннами размещались иконы в один ряд, чаще только две: справа от центра - Спасителя, слева - Богородицы. Царских Врат еще нет.
Жесткое отделение алтаря происходит очень поздно. К 4-5 векам формируется в основе (!) наш чин литургии. А значит нужды в таком алтаре пока не было. Какой он был сказать сложно, но скорее всего был похожим на то, что есть в католических храмах, то есть открытым пространством, обрамленным колоннами (символическим заборчиком). Наверное, где-то были и занавесочки. Думаю, что века до 7 далеко не все храмы имели иконы как разделительную грань между храмом и алтарем.
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Уместно здесь упомянуть и о пещерных храмах, которые были распространены в первые века христианства. Причина их появления очевидна: первохристианские общины подвергались преследованиям и вынуждены были скрываться.
Образцы пещерных храмов сохранились, например, в Херсонесе.
Насколько я понимаю, много говориться о пещерных храмах потому, что они сохранились, в отличие от надземных. Однако, их количество не стоит преувеличивать, как и их серьезное влияние на осмысление храмового пространства и храмового зодчества.
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
В 313 году император Константин объявил христианство государственной религией, и перед архитекторами встала задача создания церковного здания. Таким типом здания стала базилика - прямоугольное в плане здание, основной тип храма. Внутреннее пространство разделялось рядами колонн на продольные части - нефы (обычно 3 или 5). Главный неф выше боковых, освещается через окна над крышами боковых нефов. Форма каждого нефа напоминает корабль (символ Ноева ковчега).
Насколько я помню, 313 год, это год Миланского эдикта, то есть вступления христианства в равноправие с религиями империи. Хотя, могу и ошибаться.
Действительно именно с этого времени начинается расцвет базилик, понятно почему. Их просто разрешил строить для пополняющейся армии христиан. Но вот именно тут и происходит серьезнейший перелом в осмыслении храма.
Собрания христиан становятся большими. Камерность уходит. Приходит зрелищность, приходят имперские церемониалы, приходят новые массовые традиции. Из последних стоит отметить появление к 5-му веку массовых процессий, которые стекались к главному храму города с пением молитв и гимнов. Храм же был местом пока еще именно евхаристических собраний, то есть все стекались и там, по сути, присутствовали при чтении Слова Божьего и при том, что щаз называют "евхаристический канон". Таким образом, храм превращается в место больших собраний, в место зрелищных церемониалов.
Второй момент, что со временем храму все таки усваивается статус религиозного здания. И это очень важно. Акцент со временем переносится с реального собрания (которое нуждалось не более чем в обрамлении) к стенам как таковым.
Однако, даже во времена златоуста литургия служилась одна в городе. Это крайне важно. "Всегда все, всегда вместе..." Церковь зримо являло свое сущностное единство.
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 22 янв 2007, 19:31)
Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий (открытый двор, окруженный колоннадой), в центре которого помещалась купель для крещения. Портик, расположенный на противоположной от входа стороне атрия, вел в нартекс, или вестибюль, предварявший внутреннее пространство самой церкви – наос. В нартексе во время службы находились оглашенные – люди, готовившиеся принять крещение. Нартекс - это в русских церквях притвор.
Был дворик вокруг храма. В него-то и стекался тот народ. Тут был и баптистерий и хранилище, откуда вносили в храм Евангелие. Может тут же (хотя это совсем мо догадка) принимались приношения от христиан (которые потом превратились в просфоры) и наверное отсюда приготовленные приношения переносились в алтарь.
Это я все к тому, что наш локально-все-собравшый храм мало по своей функциональности связан с теми храмами (да 8-го века). Он связан главным - евхаристическим собранием.
Каждая эпоха влияла на храмостроителсьтво. Есть и была неизменная идея - стены вокруг евхаристического собрания (за ее забвение приходится платить почти языческим пониманием храма как самодостаточной святыни, которое очень распространено сейчас). Есть и была практическая сторона вопроса - как реально обставить сложившиеся богослужебные чины. Менялись чины - менялось и пространство храма. Есть и было то, что можно назвать строительным опытом. Например, сводчатые потолки не есть атрибут только храмов и поэтому никакого серьезного символического значения иметь не могут. Как умели, так и строили. Есть и было культурное и государственное влияние от некоего минимализма в эпоху гонений, до имперского размаха. Есть и было простое художественное творчество (чтоб красиво было), которому не стоило бы придавать какого-то уж статуса, поскольку каждый зодчий строил по своему.
Все это определило некоторый канон - правило, по которому сейчас строится храм. Все, что написано в этой теме правильно и здорово. Я лишь хотел некоторым образом связать суть храма с его архитектурой и показать, что суть остается неизменной, тогда как архитектура меняется принципиально.
Да... вот еще что. Если храм обрамляет церковное собрание, то почему бы явить зримо то невидимое, чем это собрание является. Я говорю о Церкви. Не только народ, но изображенный Христос, изображенные святые и ангелы прекрасно выполняют эту задачу. Входя в церковь человек оказывается на "небе на земле".