Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Курс "Духовно-нравственное воспитание" в школе
Материнство > Личная жизнь > Вера > Общие вопросы
Страницы: 1, 2, 3
Эхомама
Новый предмет в российских школах, в рамках которого ученики смогут получать знания по основам религиозной культуры и истории мировых религий, будет называться "Духовно-нравственное воспитание", сообщил журналистам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

"Думаю, не будет грехом, если этот предмет так и будет называться", - сказал министр.

Он отметил, что внутри этого учебного курса будет три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение.

Как подчеркнул А.Фурсенко, "обучение в рамках одного из этих модулей будет обязательным". "Не может быть такого, что кто-то из учеников будет это время просто прогуливать", - сказал он.

Глава Минобрнауки особо отметил, что вести преподавание по этим предметам будут светские учителя. "Никакого перехода к преподаванию в школах религиозных предметов не должно быть и не будет. С этим согласились представители всех основных конфессий", - заявил министр.

По его словам, все материалы, которые будут готовиться для преподавания этих предметов, "должны быть приемлемы как для представителей всех конфессий, так и для атеистов".

Также министр подчеркнул, что "преподавание не должно вестись с позиций, что вся религия - это миф". "Этим новым учебным курсом никто не должен быть обижен. Мы начинаем сложный эксперимент и не имеем права торопиться", - сказал он.

Как заявил глава Минобрнауки, вводя в школах новый учебный курс, "мы должны создать условия, при которых ребята на основании полученных знаний сами смогут сформировать свое мировоззрение".

А.Фурсенко отметил, что самым сложным в этом эксперименте, в том числе с точки зрения финансовых затрат, будет переподготовка учителей. По его оценке, нужно будет обеспечить переподготовку более 40 тыс. учителей.

Министр полагает, что готовить для преподавания нового учебного курса будут прежде всего учителей гуманитарных предметов, но не исключил, что к этому могут быть привлечены и учителя по естественным предметам. Он обратил внимание на то, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обсуждая на совещании у президента вопрос о преподавании в школах основ религии, "использовал термины, которые были скорее взяты из физики, чем из гуманитарных предметов".

Как полагает А.Фурсенко, в каждой школе для преподавания нового курса должны быть подготовлены по несколько учителей, как это происходит сегодня с преподаванием, например, иностранных языков.

А.Фурсенко оценил затраты на подготовку учителей по новому предмету в сотни миллионов рублей. Вместе с тем он выразил уверенность, что "эти деньги не пропадут: переподготовка учителей позволит улучшить качество преподавания в школах в целом". По его словам, учителя должны будут обладать знаниями "о культуре и истории всех религий, а также по вопросам этики и нравственного воспитания".

Министр отметил, что школьники и их родители будут иметь свободу выбора, историю и культуру какой из традиционных религий они хотят изучать. "Необязательно, что класс будет разделен на группы, но мы должны быть готовы к тому, что могут быть и группы по десять человек, а некоторые даже и по два", - считает А.Фурсенко.

Глава Минобрнауки рассказал, что эксперимент по введению нового учебного курса начнется в ряде регионов уже в марте 2010 года. Он пояснил, что преподавание планируется начать в последней четверти четвертого класса и продолжить в первой четверти пятого класса, то есть это будет полугодовой курс.

А.Фурсенко сообщил, что подготовка учебников по новому предмету только начинается. По его словам, работать над учебниками будут "в основном светские специалисты, но в сотрудничестве с представителями всех конфессий".

Так, по его словам, при подготовке учебников, например, по православию представители других религий получат право высказывать свои оценки, которые "обязательно будут учитываться".

Отвечая на вопросы журналистов, А.Фурсенко подчеркнул, что новый учебный курс "будет представлять собой обычный школьный предмет, по которому будут выставляться общие оценки".

Ранее во вторник на совещании у президента РФ было принято решение о начале эксперимента в российских школах по преподаванию основ религиозной культуры, истории мировой религии и основ светской этики.

interfax-religion.ru
Виэль
Не понимаю, зачем такие проблемы?
Зачем читать курс по религии, причем по одной.
Я бы еще поняла, если бы был ознакомительный курс по всем религиям. Это расширяет кругозор и интересно. Но вот по одной... :scratch: Да с такими затратами... Да к такой нагрузке в школах.... Ничего хорошего в этом не вижу.
Эхомама
Основы религиозной культуры и светской этики в апреле 2010 года станут обязательным факультативом в школах 18 регионов РФ. Об этом 30 июля на пресс-конференции в Москве сообщил профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев, передает корреспондент ИА REGNUM Новости. Новый предмет предполагается ввести в четвертом классе, уделив ему два часа в неделю.

Кураев отметил, что "воспитание - это не только задача семьи", культурные основы нужно прививать еще в школе. Кроме того, в преподавании религиоведения не должно быть места пропаганде, это светский предмет, заявил он.

Под руководством Кураева будет выпущен и первый учебник основ православной культуры.

В свою очередь заместитель председателя Центрального управления мусульман России, муфтий Харис Хазрат Саубянов высказал радость по поводу того, что дело с религиоведением наконец сдвинулось с мертвой точки. Саубянов также отметил и главные проблемы в этом направлении: прежде всего отсутствие подготовленных кадров и вероятность неправильного воплощения идеи на местах, что может привести к дискриминации отдельных учеников. "Нужно сохранять добрую атмосферу в классе", - сказал он, призвав "создать рабочую комиссию, которая отслеживала бы ход эксперимента".

С резкой критикой всей принятой программы выступил епископ, управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской, член Экспертного совета комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Константин Бендас. По его словам, в ближайшем будущем "эксперимент провалится", предварительно уничтожив сотни млн. рублей: "Никакого бюджета просто не хватит". По мнению Бендаса, новый предмет обострит межрелигиозные отношения в стране.

Напомним, что решение о введении основ религиозной культуры на экспериментальной основе в школах 18 субъектов РФ было принято президентом РФ Дмитрием Медведевым 21 июля этого года.

regnum.ru
nimfa25
ЦИТАТА (Виэль)
Не понимаю, зачем такие проблемы?
Зачем читать курс по религии, причем по одной.
Я бы еще поняла, если бы был ознакомительный курс по всем религиям. Это расширяет кругозор и интересно. Но вот по одной... :scratch: Да с такими затратами... Да к такой нагрузке в школах.... Ничего хорошего в этом не вижу.


:beer: :beer: :beer: :beer: :beer:
Если уж в школах озабочены нравственностью учеников, говорили бы об этом с ними...
При чём здесь религии не понятно :???:

ЦИТАТА (Par)
Религия - это прежде всего нравственная основа жизни. Я считаю, что в школах должны не только математике учить, но и нравственности.


А что нравственности без религии не существует? :O:

ЦИТАТА (Par)
Я за такой предмет. Вроде как дополнение к соответствующему воспитанию в семье. А если соответствующее воспитание отсутствует - то тем более важно. Чтобы ребенок, крещеный в православной вере, не считал, что быть православным - это значит носить крестик и кушать яйца на Пасху.


Я против потому что не вижу смысла, допустим родители атеисты, ребёнку просто будет не понятно зачем ему это...
И думаю курса не хватит чтобы ребёнок понял что значит крестик носить и кушать яйца на Пасху. Тогда надо досконально религию изучать. Интересно, а какие эмоции вызывет у детишек чтение Бытия? Или не лицеприятные моменты в религиях будут прекрыты?
КапитошкаРоза
ЦИТАТА
Я за такой предмет. Вроде как дополнение к соответствующему воспитанию в семье. А если соответствующее воспитание отсутствует - то тем более важно. Чтобы ребенок, крещеный в православной вере, не считал, что быть православным - это значит носить крестик и кушать яйца на Пасху.

а что воскресной школы для этого не достаточно? а если мы католики, тогда как быть?
Странная такая
Ничего хорошего в этом я не вижу. Это, конечно, все выглядит сладко до жути, но вот хоть кто-то из Минобра дал себе труд головой подумать? Ох, вряд ли. Вот например у меня вопросы по этому курсу. Тех, кто поддерживает это я просто хочу спросить:
1. За счет каких предметов он вообще войдет в сетку расписания? Потому как сам по себе он туда никак не втиснется. Добавлять хотя бы час в неделю этого предмета в среднее звено - это у народа будет по 8 уроков. А то и больше. Какие-такие СЭСы и прочие саннормы вообще под это подойдут? Или нужно этот новый предмет вводить ВМЕСТО какого-то уже существующего часа. Какой предмет можно сократить?
2. А кто будет вести этот курс? Диплом-то у преподавателя должен быть? Так вот, что там должно быть написано? Историк? Учитель МХК? Или физкультурник? Понятное дело, что священников-мулл-раввинов-далай-лам на все школы не напастись.
3. А как это будет в старшем звене? Здорово, конечно, но у них впереди итак ЕГЭ (не к ночи будь помянут). Добавить им этот курс.. ну, в общем мне детей жалко.
4. Отмывка денег - дело хорошее, - это я про учебники. Но если только на одно знакомство с православием требуется отдельный учебник, то, логично предположить, что и по остальным религиям они тоже нужны. На минуточку, на ВСЕХ. Хорошо авторские коллективы и авторы устроились
MariR
Категорически против! У нас светское государство.
Да и специалистов увы нет, даже чтобы историю религии преподавать...
Странная такая
В общем, все как всегда: чиновники придумали способ отмывки денег, голова болеть из-за этого будет у школы, а отдуваться - дети.
Эхомама
ЦИТАТА (Ксюша мама Алеши*)
а если мы католики, тогда как быть?

Вот это, вообще говоря, странно. Есть и католики, и протестанты (последних даже больше). Нравственная основа у всех христианских конфессий - общая. Если речь о нравственной основе - то изучаемый предмет надо бы называть не православие, а христианство. И заодно объяснять детям, в чем различие между конфессиями.
Мне вся идея в целом - не нравится...
nimfa25
ЦИТАТА (Par)
Если я правильно поняла, то школьник (и его родители) могут выбрать не изучение какой-то конкретной религии, а ту же историю мировых религий (это то, про что писала Виэль) или основы светской этики (что, по сути, есть нравственность без религии, о чем пишете вы).

Т.е. права и свобода совести атеистов ущемляться не будут. :4u:


Мне кажется что если ребёнок захочет он может и в свободное от учёбы время изучать религии(ю).
Предметов в школе правда много. Детей и жалко.
Сильной необходимости в этом не вижу. :4u:
nimfa25
ЦИТАТА (Странная такая)
В общем, все как всегда: чиновники придумали способ отмывки денег, голова болеть из-за этого будет у школы, а отдуваться - дети.


:beer: :beer: :beer: :beer: :beer:
Надеюсь когда моя кнопа пойдёт в школу этот предмет отменят
Странная такая
ЦИТАТА (Тарелка)
Несколько лет деткам преподается регионоведение (у нас - Кубановедение), толку от этого предмета я особого не увидела.

А теперь добавится еще один урок, от которого тоже пользы ни на грош. Если сейчас у вашего ребенка, допустим, 4 - 5 уроков, то будет день с 6 уроками. Чего хорошего?

Кстати, никто из защитников курса мне не ответил
Эхомама
ЦИТАТА (Странная такая)
Тех, кто поддерживает это я просто хочу спросить
Это наверное к Фурсенко вопросы. :cool:
Навигатор
Нравственное воспитание - такая тонкая материя... Я с трудом себе представляю информационное насыщение курса "Светской этики"
Что такое хорошо и что такое плохо?
Эхомама
ЦИТАТА (Par)
А почему вам не нравится идея, объясните, пожалуйста?
1) Я не верю в качественное преподавание этого предмета. Достойно преподать основы религии верующим могут только в воскресной школе (да и то не во всякой), а не верующих учить - только опошлять серьезные и глубокие вещи. Иными словами, преподавать должен верующий и знающий учитель, а найдут ли таких в достаточном количестве? Вряд ли. То есть главная проблема, имхо - кадры.
2) Связанная с ней проблема - склонность учеников упрощать, опошлять и даже посмеиваться над школьными предметами или какими-то моментами школьной программы. Тут я вижу даже опасность оскорбления религиозных чувств истинно верующих.
3) Как написала Странная такая, проблема учебной сетки и загруженности.
4) По многолетним обсуждениям на форумах темы преподавания ОПК в школе я давно уже утвердилась во мнении, что противников его гораздо больше, чем сторонников (коих единицы). Хотя в итоге пришли к преподаванию не ОПК, а ДНВ (часть недовольных, принадлежащих к другим религиям, удовлетворена), однако отношение в обществе к этому предмету так и останется весьма противоречивым. Этот негатив - для меня тоже довод не в пользу предмета.

Трудно, конечно, составить внятное впечатление о курсе, не видя учебника, или хотя бы программы этого учебника. Но пока мысли такие.
Странная такая
ЦИТАТА (Тарелка)
Кубановедение у нас было 1 раз в 2 недели в рамках цикла Окружающий мир.

Ага, значит модуль. С новым курсом такие фокусы не пройдут. Значит, будут добавлять предметы-уроки-часы
ЦИТАТА (Par)
То же регионоведение.

:D Конечно Лужков будет в восторге от отказа от "Москвоведения". Нее, это не пройдет.
Ну, допустим, регионоведение выкинут за сетку расписания, втиснут в модуль (илиотизм, такой же, как и сам курс регионоведения).
ЦИТАТА (Par)
Или еще был когда-то такой предмет - этика (может, он и сейчас есть). А этика - это и есть, по сути, духовно-нравственное воспитание.

Отнюдь не везде, это не предмет из сетки, а за сеткой, так же, как и риторика, психология и прочая муть.
ЦИТАТА (Par)
может и историк, и преподаватель русского и литературы.

Они, конечно, будут в восторге. Граждановедение (или этот же предмет с другим названием, типа ОГП), действительно ведет историк. Оно так. только этому граждановедению - ОГП историка специально учили в ВУЗе. Так же, как и словесника учили преподаванию и русского и литературы.
А этому, простигостиподи, отмывочно-денежному предмету никто не учил. На минуточку, это не просто "типа знать о религиях и нравственности". Это методика преподавания, это отработанные программы и учебные планы, это методички и другая литература. Все это нужно освоить, причем так сразу и вдруг. Причем, с параллельным преподаванием собственных предметов (а у учителя голова в своем предмете должнга болеть о ЕГЭ, а не о всякой байде).
Конечно можно, построить учителей-гуманитарев в три шеренги и приказать им освоить методику этого курса на ать-два. Хорошо будет? Щастье начнется? Дети станут сплошь поголовно нравственными? :D :D :D Ни фига
ЦИТАТА (Par)
Так этот же предмет, насколько я понимаю, для 4-5-классников.

1.Почему?
2. Да и реально ли впихнуть такой объем знаний в два учебных года? Да еще и в сетку?
3. А что потом? Ситуэшн "забывай детка все к концу 6 класса". :D Кому это нужно? Типичное нарушение одной из заповедей дидактики ;)
Violetta
ЦИТАТА (Виэль @ 5 авг 2009, 21:09)
Зачем читать курс по религии, причем по одной.
Я бы еще поняла, если бы был ознакомительный курс по всем религиям. Это расширяет кругозор и интересно. Но вот по одной... :scratch: Да с такими затратами... Да к такой нагрузке в школах.... Ничего хорошего в этом не вижу.
*


там не по одной религии курс. можно выбрать одни из трех модулей,почитайте внимательнее.

ЦИТАТА (Ксюша мама Алеши* @ 5 авг 2009, 21:38)
а что воскресной школы для этого не достаточно? а если мы католики, тогда как быть?
*


вот для меня этот вопрос вполне реален :scratch: католики,баптисты,евангелисты,короче,все НЕ православные христиане - придется выбирать что-то другое из предложенного.

ЦИТАТА (Странная такая @ 5 авг 2009, 21:40)
Ничего хорошего в этом я не вижу. Это, конечно, все выглядит сладко до жути, но вот хоть кто-то из Минобра дал себе труд головой подумать? Ох, вряд ли. Вот например у меня вопросы по этому курсу. Тех, кто поддерживает это я просто хочу спросить:
1. За счет каких предметов он вообще войдет в сетку расписания? Потому как сам по себе он туда никак не втиснется. Добавлять хотя бы час в неделю этого предмета в среднее звено - это у народа будет по 8 уроков. А то и больше. Какие-такие СЭСы и прочие саннормы вообще под это подойдут? Или нужно этот новый предмет вводить ВМЕСТО какого-то уже существующего часа. Какой предмет можно сократить?
2. А кто будет вести этот курс? Диплом-то у преподавателя должен быть? Так вот, что там должно быть написано? Историк? Учитель МХК? Или физкультурник? Понятное дело, что священников-мулл-раввинов-далай-лам на все школы не напастись.
3. А как это будет в старшем звене? Здорово, конечно, но у них впереди итак ЕГЭ (не к ночи будь помянут). Добавить им этот курс.. ну, в общем мне детей жалко.
4. Отмывка денег - дело хорошее, - это я про учебники. Но если только на одно знакомство с православием требуется отдельный учебник, то, логично предположить, что и по остальным религиям они тоже нужны. На минуточку, на ВСЕХ. Хорошо авторские коллективы и авторы устроились
*


:beer: :beer:

ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 5 авг 2009, 21:51)
Мне вся идея в целом - не нравится...
*


:beer: мне тоже. Формальный рассказ может оттолкнуть людей-детей от стремления действительно познавать Бога. Тем,кому это действительно надо,по-моему, стОит ходить в воскресную школу,плюс из семьи должна исходить информация,что ж все валить на школу?
Я,конечно,понимаю,школа - оплот и идеологическо-нравственного формирования,надо не только учить,но и воспитывать, и прочее-прочее,ну так ввели бы для познаний матчасти курс в рамках,не знаю,истории,типа истории мировых религий,а на деле - больше общественной работы,вот и воспитание. Это,конечно,н так выгодно авторам учебников :war:
Эхомама
ЦИТАТА (Violetta)
Я,конечно,понимаю,школа - оплот и идеологическо-нравственного формирования,надо не только учить,но и воспитывать
Мне кажется, воспитательная роль учителя все-таки мизерная по сравнению с ролью сеьми, а потом - сверстников и друзей.
Violetta
ЦИТАТА
Так этот же предмет, насколько я понимаю, для 4-5-классников.

а мне чего-то казалось,что он начнется в 4-5 классе и будет продолжаться чуть ли не до упора :scratch: класса до 10го.или я ошибаюсь? :???:
Кошка-Ася
Мне это совсем не нравится. Живу на окраине, в спальном районе, ни о какой толерантности в школе говорить не приходится. Я по убеждению атеистка, по национальности - еврейка, сын - вроде тоже как еврей, но по отцу русский. Ему что изучать? Иудаизм? Как вы это себе представляете? Можно конечно выбрать вариант для атеистов, но что там конкретно будет? И кто это преподавать будет? И где найдут столько свободных классов, подготовленных учителей? Да и куда уж действительно расширять учебную программу?
Кому надо - пусть изучает что угодно вне школы. Есть воскресные школы, я буду водить ребенка в иудейский центр (просто чтобы знал свои корни).
А в школе этой хрени не место!!!!!
Странная такая
Мне тоже не нравится сама идея. Я вообще убеждена, что ВОСПИТЫВАТЬ должна семья, а не школа. На эту тему я могу говорить долго, злобно и ехидно, но оффить не хочу. Общий мысл: Никакая учительница Мариванна не научит нравственности за 45 минут в неделю от звонка - до звонка
Violetta
Анна Хрусталева,
я так понимаю,ситуация следующая: раньше была октябрятская-пионерская-комсомольская организации,у нмих была фукция воспитываться,прививать понятия некие. Пример: курить плохо,комсомольцы не врут товарищам,пионеры переводят бабушек через дорогу. Понятно,что курили,иногда врали и бабкам даже грубили. Но как-то не так резко,как ныне. Те все-таки присутствовало формирование нравственного общественного климата. Сейчас этого нет,курят во дворе и все такое. Общая мысль - у школы и так много нагрузки,чтобы научить,а воспитывают пусть родители. Т.е. школа учит,а не воспитывает. Поскольку ориентиры " чего воспитывать" сбиты,"время такое". С введением "духовно-нравственного воспитания",имхо,цель ( если не брать отмыв денег,как пишет Странная такая и делание непонятных карьер)- вернуть в школы инструменты воспитания (не берем педагогику как преподавание) и примерные ориентиры. :???: Вот это,в моем понимании,в чистом виде религиозный подход,насколько это с Богом связано - большой вопрос. В принципе,здесь есть еще один скользкий момент - это разделение внутри класса детей на мусульман и православных,например. Не во всех регионах,имхо,есть смысл дополнительно накалять обстановку в школах,делить детей,а не объединять.


» Дописано позже
ЦИТАТА (Par @ 5 авг 2009, 22:44)
ЦИТАТА (Violetta @ 6 авг 2009, 03:38)
а мне чего-то казалось,что он начнется в 4-5 классе и будет продолжаться чуть ли не до упора :scratch: класса до 10го.или я ошибаюсь? :???:
*


"преподавание планируется начать в последней четверти четвертого класса и продолжить в первой четверти пятого класса, то есть это будет полугодовой курс."
По-моему, это означает, что начнется в 4-м и закончится в 5-м.
*


я это в других источниках читала просто. :4u:

поправила опечатки
Violetta
Par,
а мне кажется,что это будет СКУКОТИЩА :fingal: которая отталкивает.
Виэль
ЦИТАТА (Violetta @ 5 авг 2009, 22:36)
ЦИТАТА (Виэль @ 5 авг 2009, 21:09)
Зачем читать курс по религии, причем по одной.
Я бы еще поняла, если бы был ознакомительный курс по всем религиям. Это расширяет кругозор и интересно. Но вот по одной... :scratch: Да с такими затратами... Да к такой нагрузке в школах.... Ничего хорошего в этом не вижу.
*


там не по одной религии курс. можно выбрать одни из трех модулей,почитайте внимательнее.

*


Я как раз внимательно читаю.
А вот вы меня почему-то неправильно поняли. Поясню. Я считаю, что если уж читать курс по религиям, то не про одну на выбор, а про все мировые, еще бы и про язычество было бы не плохо. Т.е. изучать в курсе все, а не одну.
рег
ЦИТАТА (Par)
А вот неудачный учитель (каковых у нас в школах немало) и череда двоек оттолкнуть вполне может.
надеюсь все же что это будет ознакомительный курс, без оценок. А то я не представляю как можно выставить оценки за знание деяний Божих.
ЦИТАТА (Violetta)
Не во всех регионах,имхо,есть смысл дополнительно накалять обстановку в школах,делить детей,а не объединять.
А вот об этом вообще кричать надо. Начнется с дележки детей, потом родители подключатся.
Кстати у нас с 2 класса в сетку впихнули шахматы, информатику и английский. Еще одни предмет - и можно русский и математику вообще вычеркнуть из списка школьных предметов
Violetta
Виэль, не обижайтесь,я Вам не указываю,что делать,мне просто некогда цитаты вставлять,ну неважно,придется пояснять свой ответ:
ЦИТАТА
три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение.

можно выбрать одну из религий. можно историю основных религий. можно светскую этику. Второй подходит
ЦИТАТА
про все мировые
. Наверняка во второй модуль войдет и упоминание о язычестве,которое Вы хотели. :4u:
Белянчик
Мне нравится сама идея. Но я против такой реализации. Сильно смахивает на отмывку денег - слишком быстро и слишком однобоко получится, что, как справедливо заметили, вызовет усиление межрелигиозных трений.
Я бы реализовала это так: один учебник, но по всем религиям сразу. Христианство, ислам, буддизм и далее. С изучением и сравнительным анализом всех конфессий внутри каждого блока, с объяснением (простым!), почему у той или иной конфессии свои особенности (например, привязка к географии распространения или исторический момент). Например, почему существует обрезание - да из-за необходимости соблюдения гигиены в условиях жары (пустыни или степи).
То есть в принципе, это мог бы делать учитель истории, наверное.
ИМХО, в современном мире каждый человек должен в общих рамках знать разницу между религиями и с уважением относиться ко всем. Потому что вся наша неприязнь от банального незнания, ведь у большинства представления о других религиях, том же исламе, до сих пор настолько дремучи, что это даже пугает :fingal: и порождает страшилки в мозгах, а еще дает возможность управлять людьми, рассказывая им в телевизоре ужастики.
Если родители считают, что нужно изучить выбранную религию глубже - пожалуйста, полно воскресных школ (и не только православных).
А в предлагаемом варианте, боюсь, как раз все и опошлят :( Но мы пока еще учебника не видели :p
ОФФ: вся ситуация сильно напоминает мне то, как к нам в школу (углубленное изучение англ.) приезжали американцы, типа с визитом, чего-то рассказывали, глазели, дарили книжки и фенечки. Но книжки эти были сплошь религиозной направленности. И только потом до меня начало доходить, что это были миссионеры. Нахлынуло почему-то запоздалое неприятие, почувствовала себя представителем дикого племени, к которому приехали те самые миссионеры :BzZz: хотя они вроде ничего плохого не делали, но все равно какое-то чувство гадливости после этого. И вот вся эта шумиха тоже ничего хорошего не предвещает :g:
Виэль
ЦИТАТА (Violetta @ 5 авг 2009, 23:02)
Виэль, не обижайтесь,я Вам не указываю,что делать,мне просто некогда цитаты вставлять,ну неважно,придется пояснять свой ответ:
ЦИТАТА
три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение.

можно выбрать одну из религий. можно историю основных религий. можно светскую этику. Второй подходит
ЦИТАТА
про все мировые
. Наверняка во второй модуль войдет и упоминание о язычестве,которое Вы хотели. :4u:
*


Ой, извините! :4u: :4u: Я был не прав. Я почему-то посчитал, что эти три модуля будут последовательно. :BzZz: Извините, совсем того уже стала. :fool:
Эхомама
ЦИТАТА (Violetta)
вернуть в школы инструменты воспитания (не берем педагогику как преподавание) и примерные ориентиры
Я тоже об этом думала. идея-то благая, но как это осуществить в рамках полугодового курса? Нравственное воспитание - задача многих лет, и начинать его надо отнюдь не в 4-ом классе, а с младшей группы детского садика.
ЦИТАТА (Violetta)
В принципе,здесь есть еще один скользкий момент - это разделение внутри класса детей на мусульман и православных,например. Не во всех регионах,имхо,есть смысл дополнительно накалять обстановку в школах,делить детей,а не объединять.
Это факт.
И еще такое соображение: если в классе окажется один иудей, ради него не будут приглашать учителя и вести отдельную группу.
ЦИТАТА (Par)
А вот неудачный учитель (каковых у нас в школах немало) и череда двоек оттолкнуть вполне может.
Да уж :fingal:
Странная такая
ЦИТАТА (Par)
Но вред от этого курса едва ли будет.

:D Это если не считать вредом:
- перегрузку детей
- разрыв учебной сетки
- неотработанность программно-методического обеспечения
- отсутствие квалифицированных кадров для преподавания
- возможную этно-религиозную напряженность в классе

а так, вреда никакого :D :D :D

» Дописано позже
ЦИТАТА (Анна Хрусталева)
Нравственное воспитание - задача многих лет, и начинать его надо отнюдь не в 4-ом классе, а с младшей группы детского садика

Неа, раньше, с зачатия. Или с памперсов. И проводить эту программу нравственного воспитания должны мамы-папы-бабушки-дедушки, а не учитель
Эхомама
ЦИТАТА (Par)
Если ребенок в верующей семье растет, его ничто не оттолкнет. А если в неверующей - тем более. К Богу люди приходят не потому, что им что-то там сказали, а когда возникает внутренняя потребность, так сказать. Когда рождается вера, то человек не вспомнит свою школьную учительницу.
Вот видите, опять приходим к тому, что воспитывает семья, в том числе и веру. (Хотя не обязательно, многие из нас воспитывались в атеистических семьях, но выросли и уверовали).

» Дописано позже
ЦИТАТА (Странная такая)
Неа, раньше, с зачатия. Или с памперсов. И проводить эту программу нравственного воспитания должны мамы-папы-бабушки-дедушки, а не учитель
Ну разумеется, я имела в виду ту часть жизни, когда в воспитание уже начинает вмешиваться общество.
Кстати, воспитатель воспитывает гораздо больше, чем учитель. Все-таки в садике ребенок проводит весь день, а в школе гораздо меньше.
Странная такая
ЦИТАТА (Анна Хрусталева)
Вот видите, опять приходим к тому, что воспитывает семья, в том числе и веру.

:beer: Во-во, семья, а не школа. Сорри, для меня это вообще больной вопрос из прошлой жизни. Как слышу, что "школа должна воспитывать" или "учитель должен воспитывать" - фигею. И вдвойне фигею, когда это слышу от родителей :cranky:
Oza
Просто государство решило заменить неактуальную советско-коммунистическую пропаганду на религиозную. :D :D :D Причем, в выгодном для сегодняшней политике свете. Т.е. куда заведет это воспитание, большой вопрос. Про коммунизм все знают уже.
Violetta
ЦИТАТА (Par @ 5 авг 2009, 23:05)
Но вред от этого курса едва ли будет. В худшем случае школьники будут относиться к предмету пренебрежительно и заниматься на нем своими делами или просто не слушать. А вот то, что предмет может оттолкнуть от Бога, - в это я не верю. Если ребенок в верующей семье растет, его ничто не оттолкнет. А если в неверующей - тем более. К Богу люди приходят не потому, что им что-то там сказали, а когда возникает внутренняя потребность, так сказать. Когда рождается вера, то человек не вспомнит свою школьную учительницу.
*


я бы не говорила так категорично. Да,к Богу приходят разными путями. Основная проблема данного курса,о которй я пытаюсь Вам сказать - это то,что он по определению будет формальным. Вряд ли там будет,да и не должно там быть, :dont: человека,который верит в Бога,поэтому рассказать о Нем на уроке будет невозможно,нереально привести какие-то свидетельства,личный опыт,это не будет живой разговор по душам,который реально что-то изменит и т.п. Это будет рассказ о религии как истории+культуре+вытекающие из этого нравственные установки,необходимые в обществе. Таким образом, выросший человек в действительно сложной ситуации,особенно "неверующий",возможно, не решит прибегнуть к самому простому и близкому Источнику,попросту пройдет мимо. Вся эта "божественная комедия" попросту не будет для него чем-то из реальности его личной жизни,это будет в лучшем случае история, в худшем - промыв мозгов или потеря учебного времени. Как раз в некий момент внутренней потребности человек может и вспомнить того,кто ему рассказывал о духовном. В данном курсе это не предполагается в принципе. Вопрос - зачем он нужен? Ответ напрашивается - воспитательные и в конечном счете идеологические функции.
Не говоря уже о том,что масса других аспектов не проработана,о которых я не упоминаю,чисто технических,организационных моментов преподавания.
Странная такая
ЦИТАТА (Par)
Да, это должен был именно ознакомительный курс.

Зачем?
ЦИТАТА (Par)
А если объяснять простым языком, приводить различные истории, какие есть во всех религиях, может быть, краткие простенькие жизнеописания некоторых людей, которые важны для этой религии (святых или, например, Мартина Лютера), картинки интересные сделать в учебнике - то курс может быть очень и очень интересным.

А чем курс истории плох-то? Там и про Мартина Лютера и про Александра Невского есть. Да и вообще влияние религии на:
- исторические события - в курсе истории
- искусство - в курсе МХК
- регионы и хозяйство - в курсе географии.

Люди, объясните мне, чем это плохо? Ну, если уж прям так неймется впихнуть религию в светскую школу, почему нелья немного скорректировать программы УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ курсов? Почему обязательно нужно тратить миллионы на непойми чьи учебники и программы во имя изначально мертворожденного курса, вся польза которого осядет в карманах чиновников от образования?

» Дописано позже
Oza, :beer: :beer: Коммунизма оказалось мало :D
Violetta
ЦИТАТА (Oza)
Просто государство решило заменить неактуальную советско-коммунистическую пропаганду на религиозную. 

очень похоже. и мне это совсем не смешно почему-то :???:

ЦИТАТА (Par)
прежде всего - уважение к различным вероисповеданиям.

это было бы неплохо.

ЦИТАТА (Странная такая)
И проводить эту программу нравственного воспитания должны мамы-папы-бабушки-дедушки, а не учитель

:beer: :beer: а более конкретно погружаться "в специально отведенных для этого местах" - церковь,воскресная школа,центры соотвествующие.

В школе,если так неймется ввести элементы воспитания - пусть будет общественная работа: профилактические беседы о вреде наркотиков,отряды по сбору макулатуры,помощи пенсионерам или поиску останков павших воинов,театральные студии,походы и т.п.
Джеки
ЦИТАТА (Анна Хрусталева @ 5 авг 2009, 22:13)
ЦИТАТА (Par)
А почему вам не нравится идея, объясните, пожалуйста?
1) Я не верю в качественное преподавание этого предмета. Достойно преподать основы религии верующим могут только в воскресной школе (да и то не во всякой), а не верующих учить - только опошлять серьезные и глубокие вещи. Иными словами, преподавать должен верующий и знающий учитель, а найдут ли таких в достаточном количестве? Вряд ли. То есть главная проблема, имхо - кадры.
2) Связанная с ней проблема - склонность учеников упрощать, опошлять и даже посмеиваться над школьными предметами или какими-то моментами школьной программы. Тут я вижу даже опасность оскорбления религиозных чувств истинно верующих.
3) Как написала Странная такая, проблема учебной сетки и загруженности.
4) По многолетним обсуждениям на форумах темы преподавания ОПК в школе я давно уже утвердилась во мнении, что противников его гораздо больше, чем сторонников (коих единицы). Хотя в итоге пришли к преподаванию не ОПК, а ДНВ (часть недовольных, принадлежащих к другим религиям, удовлетворена), однако отношение в обществе к этому предмету так и останется весьма противоречивым. Этот негатив - для меня тоже довод не в пользу предмета.
*


:beer: :beer: :beer:
Очень сложно представить этот курс в действии. Верующие родители очень тщательно подбирают центр/воскресную школу для религиозного обучения своих детей, беседуют с потенциальным преподавателем, другими родителями. В школе выбора нет, кого назначит управление образования, тот и будет. А как может, например, рассказать маленьким детям о религии историк, в прошлом или настоящем атеист или же человек, сам еще неопределивший свою религиозную принадлежность? Педагогического образования для преподавателя этого курса, на мой взгляд, недостаточно.

Сразу же возникает проблема, если в классе есть католики и протестанты. Как 4классникам объяснить, что отдельного модуля для них не предусмотрено? Не будут ли унижать этих ребят?

Если в классе, например, 20 человек православных, 1 буддист, 4 мусульман, 2 иудея. И каждый родитель выбирает для своего чада модуль, посвященный его конфессии. Сможет школьное руководство найти 4 учителей? Очень сомневаюсь.
Эхомама
Давайте попробуем разобраться, каким категориям учеников может быть полезен этот курс?
Как воспитательный элемент он малоэффективен, как мы уже говорили - ввиду слишком позднего начала. Поэтому на первый план выступает познавательная функция.

1) Дети из атеистической среды - приблизительно 10-20%
2) Дети из формально православной среды (носят крестик, красят яйца на Пасху) - я не знаю, есть ли аналоги формальной религиозности в других религиях - наверное, порядка 50-80%
3) Дети из верующих семей (любая религия, представленная в данном курсе) - таких мало, 1-2 на класс
4) Дети из верующих семей, чья религия не представлена в курсе - абсолютное меньшинство, 1 на несколько классов

Хотя конечно, трудно оценивать количество, где-то больше, где-то меньше. Я оцениваю примерно, по нашей московской школе.
Получается, что ориентироваться надо на первые две категории, как основные. Если говорить о формально православных, которые мало что знают о православии, то они наверное все-таки выиграют от преподавания этого предмета (если оставить за скобками все "но" - загрузку, сетку, кадры и прочее).
Что же касается атеистов - то тут я даже не знаю... им же будут преподавать основы нравственной этики? У нас в 9-10 классе учительница литературы уделяла этому вопросу ОЧЕНЬ большое внимание, и надо сказать, не без успеха. Хотя мы посмеивались над словами "гуманизм" и "человеколюбие", т.к. они навязли в зубах, однако это оставило определенный след и до сих пор иногда вспоминается.
В отношении третьей группы - мне кажется, они не пострадают от преподавания, напротив, будут в выигрышном положении, т.к. многое преподаваемое им уже известно.
Четвертая группа - тут проблема. Придется изучать либо чужую религию, либо, более нейтрально - основы нравственной этики, что тоже не так уж плохо.
Violetta
Ладно,от нашего обсуждения введение курса не зависит,к сожалению. Всем спокойной ночи! :hi: :4u:
Странная такая
ЦИТАТА (Par)
Во-первых, модуль выбирает сам ученик (с помощью родителей), во-вторых, вроде как, по словам министра, никакой агитации не будет. Будут просто сообщаться и объясняться некоторые факты, что может быть полезно.

И что? Это хоть как-то решит хоть одну из проблем, о котрой я писала?
А то, что вреда больше чем пользы - точно.
Ну ладно, я этой пользы в упор не вижу, но может она где-то и притаилась: (например, урок для проветривания мозгов, списывания математики, рисования на последних листах...)
рег
ЦИТАТА (Oza)
Просто государство решило заменить неактуальную советско-коммунистическую пропаганду на религиозную.    Причем, в выгодном для сегодняшней политике свете. Т.е. куда заведет это воспитание, большой вопрос. Про коммунизм все знают уже.
ну, насколько я помню, коммунизм выдавался в большейм формате, чем планируют сей час, поэтому вряд ли далеко зайдем. ;)
Хоть Фурсенко и вещал, что именно этот возраст подходит для принятия данного предмета, позволю себе не согласиться. Данный возраст (10-11 лет) слишком занят. Поздно начинать. Вот продложить, если бы начало было положено раньше, возможно. Или позже, когда уже осмысленно подходишь к жизни и своем месторасположении в ней.
ЦИТАТА (Странная такая)
Почему обязательно нужно тратить миллионы на непойми чьи учебники и программы во имя изначально мертворожденного курса, вся польза которого осядет в карманах чиновников от образования?
вот вы все и объяснили ;) и судя по той скорости, с которой взялись за освание тугриков, они это особо и не скрывают.
Эхомама
ЦИТАТА (рег)
Или позже, когда уже осмысленно подходишь к жизни и своем месторасположении в ней.
Соглашусь. В последних классах было бы разумнее преподавать религии, тем более что это время совпадает с поиском себя, смысла жизни и т.д.
Странная такая
ЦИТАТА (Анна Хрусталева)
В последних классах было бы разумнее преподавать религии, тем более что это время совпадает с поиском себя, смысла жизни и т.д

Ужас! Там же ЕГЭ, выпускные, выбор ВУЗов и колледжей, репетиторы, подготовительные курсы... И тратить время на ерунду? А этот предмет я действительно считаю ерундой
Кошка-Ася
ЦИТАТА (Par @ 5 авг 2009, 23:46)

Насчет этно-религиозной напряженности - не думаю. Дети как раз достаточно терпимы.
*


Да ничего дети не терпимы! Все как раз наоборот. Будут разногласия в классе, это точно.
Странная такая
ЦИТАТА (Par)
Перегрузка - это вред. И надо как-то решать.

А решать можно только за счет чего-то. То есть за счет уже существующего предмета из сетки. Что за борт? Только у меня большая просьба, не вспоминайти риторику-психологию. Это предметы не из сетки.
ЦИТАТА (Par)
Кадры со временем, скорее всего, появятся, а программно-методическое обеспечение отработается.

А для этого нужно 4 - 5 лет. Пока не появятся.. классный эксперимент над детьми в масштабах страны затеяли чиновники :cranky: А откуда кадры брать? Вводить в пед ВУЗах факультет нравственности?
ЦИТАТА (Par)
Насчет этно-религиозной напряженности - не думаю. Дети как раз достаточно терпимы

Неа, не правда. Ни фига они нетерпимы. Терпимость у них появляется с жизненным опытом. Это я про своих учеников - выпускников говорю, а не об "абстрактных детях своих друзей"
рег
ЦИТАТА (Кошка-Ася)
Да ничего дети не терпимы! Все как раз наоборот. Будут разногласия в классе, это точно.
Да не будут. Речь идет о десятилетках. Им по большому счету вообще по барабану. Вот у родителей головной боли прибавиться.
Странная такая
ЦИТАТА (рег)
Да не будут. Речь идет о десятилетках. Им по большому счету вообще по барабану.

Угу, десятилетки, милый возраст. Сколько драк и оскорблений в одном классе я пресекала, сколько раз коллеги рассказвыали.. Где мои 17 лет (с)
Эхомама
Странная такая, а вот интересно, как в израильских школах? Преподают религию?
Странная такая
tolstaja, :beer:
ЦИТАТА (tolstaja)
Не все семьи придерживаются тех религиозно-этических рамок, которые будут взяты за основу на этих.. уроках. попробуйте докажите десятилетке, что его семья живет неправильно.
:beer:
Кошка-Ася
ЦИТАТА (рег @ 5 авг 2009, 23:52)
ЦИТАТА (Кошка-Ася)
Да ничего дети не терпимы! Все как раз наоборот. Будут разногласия в классе, это точно.
Да не будут. Речь идет о десятилетках. Им по большому счету вообще по барабану. Вот у родителей головной боли прибавиться.
*


Что им по барабану? Я на своем примере многое знаю, с детства усвоила, про то, что я еврейка - лучше молчать. Как-то одноклассники узнали мою национальность (откуда, не знаю), причем в этом возрасте. Жидовкой дразнили долго. А сейчас - в классах и мусульмане, и православные, еще и тут устроим национальные войны? У нас район жесткий, и до драк дело дойти может.
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.