Так как же все-таки православная церквь относится к усыновлению детей? Многочисленные вопросы наших радиослушателей с самыми противоречивыми мнениями на эту тему привели нас к мысли о необходимости расставить все точки над «i». Человек, которого мы пригласили в студию, весьма авторитетный и в церковных, и в светских кругах. Разговор, начавшийся с ответа на один конкретный вопрос, получился, на наш взгляд, интересным и… незаконченным, поскольку некоторые суждения нашего гостя, возможно, вызовут у вас желание продолжить дискуссию… У нас в гостях - председатель Отдела Московского Патриархата, протоирей Димитрий Смирнов.
- Отношение церкви к процессу усыновления. Насколько мы поняли, люди оказываются в диаметрально противоположных ситуациях, и либо у церкви нет единого отношения к этому явлению, либо на местах трактуют по-разному. Нам бы хотелось в этом вопросе разобраться. Часть священников, насколько мы поняли, к процессу усыновления относится отрицательно, говоря о том, что это некий крест человека, пусть маленького человека, но это - его крест, и он должен его нести, и не стоит вмешиваться в промысел Божий. Другие, наоборот, говорят, что это благое дело, и дают благословение будущим родителям на усыновление детей. Естественно, возникает вопрос: какова все-таки позиция церкви к процессу усыновления детей?
– Известно, народная мудрость гласит: не тот родитель, кто родил, а тот, кто воспитал. Процесс усыновления благословляется церковью, и, безусловно, это благо, и в последнем обращении Патриарха к Епархиальному собранию, Патриарх об этом говорил и призывал вообще всех, кто имеет такую возможность, брать на воспитание сирот, потому что, необычайный позор нашего народа, помимо четырех миллионов абортов, которые совершаются каждый год, - из-за этого мы вымираем, – у нас миллион сирот, - такого количества не было даже после войны. Это говорит о том, что та советская власть, которая воспитывала человека, превратила его из самого доброго народа в самый жестокий, потому что такого нигде нет в мире - такого отношения к детям. Может быть, в какой-то степени затронуло это и духовенство, потому что они плоть от плоти своего народа.
Действительно, маленький человек – он тоже крест несет, безусловно, но ведь Господь-то призывает нас помогать тому, кто несет крест. Симон Кириянин помог нести крест самому Христу. Этим он прославлен в Евангелии, и две тысячи лет его имя во всех церквах с благодарностью повторяется. И сколько написано с фресок изображений именно с этим – как один человек помогает самому Богу нести крест. Да, он несет крест, само сиротство – это уже крест. Господь говорит: «Я был болен – вы меня посетили, я был голоден – вы меня накормили, я был наг – вы меня одели, я в темнице был – вы меня посетили»... Разве это не относится к сироте, который взывает к взрослому человеку: «я сирота, вы меня усыновили?»
Общество обязано для сироты сделать все возможное, чтобы он не чувствовал своего сиротства. В идеале – это только при усыновлении. Ведь у нас огромное количество – каждая пятая супружеская пара бесплодна, потом – огромное количество женщин с нерастраченным материнским чувством, потому что из-за своей малодетности они вмешиваются в супружескую жизнь своих детей и так далее… житья им не дают, вместо того, чтобы –усынови еще одного-двоих и занимайся, и будешь прекрасной бабушкой, и все-таки это хоть неполная семья, но какое-то подобие, можно учить детей каким-то навыкам жизни, потому что 40% детей из госучреждений официально, по официальной статистике, поступают прямо в преступный мир, а потом в тюрьму, поэтому все эти органы, которые у нас занимаются сиротами, они просто куют кадры преступного мира, репродукцией этой занимаются, вместо того, чтобы действительно человеку дать полноценное семейное духовное воспитание.
Наша государственная опека торгует детьми и оборот этой торговли – пятьдесят миллионов долларов в год, - потому что цена ребеночка подскочила сейчас до восьмидесяти тысяч долларов. Если бы наше государство той семье, которая усыновила, оставляло деньги, которые оно тратило на сироту, когда он был в государственном учреждении, у нас бы усыновили всех детей! Но тогда нужно закрывать эту контору, понимаете? А это их бизнес, причем миллионный! Вот такая ситуация. И пусть кто это оспорит! Если я соврал, - подайте на меня в суд! А если он подаст в суд, я назову фамилии! И будем рубиться, и посмотрим, кто кого!
Сам народ должен опомниться, немножко очнуться от своего эгоизма, потому что если это продлится еще 20-30 лет - не будет ни нашего государства, ни нашего народа. Потому что эти огромные территории, которые нам Бог дал - не для того, чтобы мы просто качали нефть и проедали эти дары Божьи, а для того, чтобы устраивать здесь жизнь христианскую. А если мы так относимся к детям, то мы хуже язычников, хуже всяких фашистов. Величайшая христианская цивилизация не знает, как с детьми поступить! Просто это позор такой, что, я, разговаривая с Вами, чувствую, что краснею.
– Отец Дмитрий, если пара приходит в храм и просит благословения у священника на усыновление ребенка, а он не дает этого благословения, что делать в этой ситуации? Ехать в другой храм?
– Что значит «не дает»? Во-первых, он не имеет такого права, и это совершенно не его прерогатива. Другое дело, что некоторые люди, например, больные, или с головой, может, не все в порядке, услышали призыв Патриарха, откликнулись на это по доброте сердечной, но они реально не в состоянии… Ну, тогда священник скажет: «Вы знаете, мне кажется, вам тяжело..».
Тут требуется вот что: люди задумали усыновить маленького человека. Они должны прийти и попросить у священника отслужить молебен на начало доброго дела. Вот это его дело – отслужить молебен. А если они решили взять сироту, как он может этому препятствовать? Как один человек, пусть он даже священник, может властвовать над другими? Это совершенно не его прерогатива!
– Еще один вопрос – тоже был в нашей почте – могут ли приемные родители стать крестными родителями этому ребенку?
– Так часто бывает.
– Это разрешено?
– Конечно. У нас даже есть один человек в храме, который опекает около пятисот сирот, он имеет связь примерно с сотней детских домов. Его там все зовут «папа Юра». Он очень многих крестит, становится им крестным отцом. Он их всех помнит. Поэтому это вполне приемлемо. Но лучше бы, конечно, помимо этого, чтобы ребенок действительно называл «папой» и «мамой», просто забыл, что он сирота, чтобы этот комплекс сироты от него ушел.
– Отец Дмитрий, среди нашей аудитории, наверняка, найдется хотя бы одна женщина, которая совершила в своей жизни этот поступок, отдав ребенка в детский дом в силу ряда обстоятельств. Вероятно, у нее были какие-то мотивы…
–Я перед каждой женщиной, которая отдала ребенка в детский дом, готов встать на колени и поклониться, потому что десятки миллионов ее соотечественниц просто прикончили ребенка, сделав аборт, а эта дала ему жизнь.
- Но бросила!..
– Бросить – это лучше, чем убить, понимаете? Мы нация убийц, потому что через аборты прошло большинство наших женщин. Мы вполне можем говорить, что мы нация убийц. С попустительства отцов. Говорить о «той, которая бросила», какая она плохая - у меня язык не повернется ее осуждать. Ну мало ли: она голодная, или несчастная, или брошенная... Но все-таки она не убила человека!
– Женщина, пришедшая в храм, бросившая ребенка, имеет возможность получить, если не поддержку священника, то, по крайней мере, некое сострадание и понимание?
– Да, естественно! Мы все понимаем…
– Отец Дмитрий, а женщина, как Вы говорите, убившая ребенка, может искупить свой грех, усыновив ребенка?
– Искупил наши грехи Господь наш, Иисус Христос. Усыновив сотню детей, убитого не воскресишь. Чтобы как-то показать Богу, что действительно опомнилась, конечно, это надо сделать! Совершив одно зло, постараться компенсировать это другим добром. Но это - не искупить!
– А почему мужчины боятся усыновлять детей, на Ваш взгляд? Почему они не принимают чужих детей?
– Потому что они жалкие трусы, наши мужчины, потому что все они вышли из малодетных и однодетных семей, потому что они маменькины сынки. Современные мужчины получили только женское воспитание. Треть мужчин у нас рождается вообще без отцов. Они не знают, что такое мужское воспитание. А остальные до пятидесяти лет… ко мне приходит женщина, семидесяти восьми лет, в храм: «Что мне делать с моим сыном? Вот он у меня и это, и это» … Я говорю: «Да ему уже за пятьдесят! До каких же пор можно нянчить?» Все потому, что он единственный. Если бы у нее было пятеро, она бы такими глупостями не занималась. Только бы в люди вывести, подвести к ВУЗу или к профессионально-техническому училищу, а дальше, парень, давай сам. А что такое современные мужчины? Вы что, не знаете, что такое современные мужчины? Да это кисель! Я могу это сейчас Вам доказать. Пойдемте, сейчас спустимся вниз, подойдем к остановке, я сниму свой подрясник и начну приставать к женщине. Хоть один заступится? Да никогда в жизни! Вот, почему! Но причина эта – от малодетности. В этом виноваты и мужчины, и женщины. Замкнутый круг получается. Нам нужно его разорвать!..
- Спасибо Вам большое. Я думаю, что наша беседа будет очень полезна…
– Рады стараться. С Богом!
(материал с сайта программы "Детский вопрос" Радио России)