Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Алалия ли это ?
Материнство > Профессия - мама! > Особые дети
Congenial1690
Приветствую.
Мы сами живём за границей. У нас три ребенка и с младшим проблема. В семье разговариваем только на русском языке.
В 3 года мы опомнились что ребенок не говорит. С 3-х лет мы активно занимаемся с ребенком в надежде запустить речь сами. В 3 и 1 месяца обратились к логопеду удаленно и она нам сказала что у нас ОНР 1 и моторная аллалия. К тому моменту мы уже выдавали какие-то подобия слов. Ребенку сейчас 3.5 он крайне плохо разговаривает в основном односложными словами. Говорит очень неразборчиво как буд-то его за язык укусила пчела. Логопед утверждает что у нас теперь ОНР 2 и всё еще моторная алалия. Но ребенок иногда вполне неплохо выдает предложения по несколько слов например "папа положи мне пельмени", "я нашел много денег" (во время игры с братьями, у нас их немного). Что несовсем типично для алалии. Потому у нас возникли сомнения. Знает цвета. Немного считает. Неплохо делает логиклайк на свой возраст. Всё понимает.
Обратились на всякий случай к местным врачам, прошли обследование : педиатр , физиотерапевт, невролог не нашли никаких отклонений. Естественно кроме того что он не говорит.
Обратились еще к одному логопеду онлайн и другой логопед утверждает что у нас нет алалии , но возможно есть дизартрия и ОНР 2. У нас небыло никаких родовых травм и проблем.
Теперь у нас есть противоречивые диагнозы с одним общим компонентом ОНР 2.
Было ли что-то подобное ? Что посоветуете делать ? То что заниматься как можно больше дальше это понятно итак.

вавио
Ваш ребенок билингва, а они начинают говорить позже.
Маевка
Консультация Сурепки

В эту тему напишите.
Тата
Ответ на сообщение вавио от 16 янв 2024, 00:56
Согласна. Я сдуру весь первый год дочки включала постоянно музыку на английском языке. И вот похожая история. Не говорит. Когда попросили первые 10 слов ее перечислить, я поняла, что они все английские были. Но потом как прорвало. Чуть позже положенного, хорошая развернутая речь на русском. И потом она еще полиглотом стала. Теперь хороший переводчик на английский. Потому что слог именно английского языка оказался хорошим. И еще 3 языка подтянула.
А так тоже подозревали. Дали кучу направлений к разным специалистам, которые уже не понадобились, потому что речь появилась внезапно
Barneo
Ответ на сообщение вавио от 15 янв 2024, 21:56
ЦИТАТА ( вавио )
Ваш ребенок билингва, а они начинают говорить позже

Ну не знаю. У меня другой опыт.
В 1 год и 9 месяцев я вполне могла услышать "Дог идеть" (в переводе не нуждается) или "Муууу па(р)к ноу" (в переводе - "Коровы в зоопарке нет" :D ). Не сказала бы, что этого мало, просто на двух языках сразу разговаривать начинают билингвы.
elfe
Barneo, И у нас так же, совершенно необязательно билингв должен начинать говорить позже. У меня сын в год и 10 в отпуске говорил птицам на немецком : не так громко, это опасно (причём это он говорил только в отпуске) и папа, играть гитара (гитарой служила ласта мужа :D )
Оська77
Ваш ребенок билингва, а они начинают говорить позже.

Автор подчеркнула, что дома только русская речь.
Мой младший ребенок практически не слышал иностранной речи до возраста ребенка автора. Прекрасно заговорил на родном, уверенно и богато. Родился в Праге, в России за 8+ лет был меньше 3 месяцев

Автор, а во сколько и каким способом Ваш ребенок был социализирован? Ну там ясли-садики всякие…
Joki
Ответ на сообщение Congenial1690 от 15 янв 2024, 21:18
ЦИТАТА ( Congenial1690 )
Обратились на всякий случай к местным врачам, прошли обследование : педиатр , физиотерапевт, невролог не нашли никаких отклонений. Естественно кроме того что он не говорит.

И ни один из них ничего вам не подсказал, никуда не направил в плане логопедического траекта для ребенка 3,5 лет, у которого серьёзная задержка речевого развития? Не верится.
ЦИТАТА ( Congenial1690 )
3 и 1 месяца обратились к логопеду удаленно
ЦИТАТА ( Congenial1690 )
Обратились еще к одному логопеду онлайн

Такие вещи нужно не удаленно диагностировать и работать с ними. Онлайн в данном случае - это как игра в сломанный телефон, у вас в данный момент именно она. 
Оська77
И ни один из них ничего вам не подсказал, никуда не направил в плане логопедического траекта для ребенка 3,5 лет, у которого серьёзная задержка речевого развития? Не верится.

Запросто! В Чехии 99,9% врачей скажут: "ждите! ребенку всего 3,5, он - младший, слушает других набирается, тем более 2 языка..." и процентов 70 мам пойдут ждать...
Мне не верится, что многодетная мама до 3 лет не видела, что ребенок не говорит. Она скорее всего тоже была успокоена врачами и другими мамами "он у тебя - билингв, куда ты летишь, все будет".

Такие вещи нужно не удаленно диагностировать и работать с ними.

Опять же в Чехии не будут работать с таким малышом. Максимум проведут одну встречу и скажут "Он у Вас не идет на контакт, не сотрудничает. Приходите, когда подрастет".
Здесь основные клиенты логопедов - предшкольный год.
Вьюрок
Оська77, а в каком же возрасте ставится диагноз или признается инвалидность?
Joki
Ответ на сообщение Оська77 от 18 янв 2024, 13:07
ЦИТАТА ( Оська77 )
Опять же в Чехии не будут работать с таким малышом.

Зависит от страны.
ЦИТАТА ( Оська77 )
Запросто! В Чехии 99,9% врачей скажут: "ждите! ребенку всего 3,5,

У нас школа начинается в 4 года. В 3,5 года не в колокол, а в набат уже будут спецы бить, если сильная задержка в речевом развитии. Разумеется, мы в данном случае говорим не про постановку звуков.
Оська77
Оська77, а в каком же возрасте ставится диагноз или признается инвалидность?

Не знаю, у меня нет личного опыта. Но друг моего сына говорил так же, как у автора, как будто его язык пчела ужалила. Но там мама - врач, поэтому приложение титанических усилий началось с самого младшего возраста.
Для понимания: во вторник я попросила мужа записать сына к окулисту, чтобы проверить зрение, нам предложили дату на ближайшую пт, но оно нам не подходит, мы попросили дать другую дату... Голос в трубке: "тогда сентябрь..." :eek: :O: :swoon: СЕНТЯБРЬ!!! Понимаете?!?!
А это окошко в пт освободилось, потому что кто-то отменил запись. Наверное, родственники недождавшегося пациента... :swoon:

В 3,5 года не в колокол, а в набат уже будут спецы бить, если сильная задержка в речевом развитии.

Это хорошо, когда есть спецы! Здесь дефектологов наверное 1,5 землекопа. Информацию об освободившемся месте у логопеда передают быстрее, чем логопед успеет сказать об этом в первый раз.
У нас школа с 6-ти.
elfe
Запросто! В Чехии 99,9% врачей скажут: "ждите! ребенку всего 3,5, он - младший, слушает других набирается, тем более 2 языка..." и процентов 70 мам пойдут ждать...
Мне не верится, что многодетная мама до 3 лет не видела, что ребенок не говорит. Она скорее всего тоже была успокоена врачами и другими мамами "он у тебя - билингв, куда ты летишь, все будет".
Опять же в Чехии не будут работать с таким малышом. Максимум проведут одну встречу и скажут "Он у Вас не идет на контакт, не сотрудничает. Приходите, когда подрастет".
Здесь основные клиенты логопедов - предшкольный год.

В Германии тоже так, в основном перед школой. Моему ребёнку логопеда дали с двух лет, потому что у него была проблема с нижней челюстью, которую я в полгода заметилаю и он с 8 месяцев получил направление на терапию, в которую с 2 лет входил логопед. А вот подруга у меня долго ходила направление выпрашивать, поскольку ребёнок не чётко часть букв выговаривал, тоже все " подождите" кормили, а потом логопед сказал: "что же вы раньше не пришли"
Все наладилось в конце концов
Cypeпка
Приветствую.
Здравствуйте.
противоречивые диагнозы с одним общим компонентом ОНР 2.
ОНР - это не диагноз. Это констатация факта. Речь ребенка не соответствует возрастной норме по таким-то и таким-то критериям (эти критерии чётко прописаны), ну и в зависимости от уровня несоответствия выставляется степень этого недоразвития. ОНР означает, что недоразвитие речи идёт не по какой-то одной категории, а по нескольким или всем.
Дизартрия (их несколько видов) и моторная алалия - это не противоречивые диагнозы. В обоих случаях к речевым мышцам не поступают правильные сигналы в правильной последовательности. То есть не выполняется... некоторый алгоритм, что ли... К примеру, чтобы сказать какое-то слово, нужно последовательно сменить несколько речевых позиций. Каждая речевая позиция - это определённое положение языка, челюсти, щёк, губ и т.п. И при дизартрии, и при алалии ребёнок испытывает проблемы как с самой речевой позицией (например, не может высунуть язык или поднять его кверху и т.п.), так и со сменой позиций. Но при дизартрии это чисто технические трудности, то есть сам алгоритм-то есть, проблемы с его выполнением, а вот при алалии проблемы с самим алгоритмом: ребенок не понимает, как "собрать" слоги в слова, а слова - в предложения.
Ребенку сейчас 3.5 он крайне плохо разговаривает в основном односложными словами.
Мало конкретики...
Сколько примерно слов говорит ребенок? Ну условно... три? десять? сорок? сто? тысячу?
Попробуйте составить списочки. В первом списке - слова, которые ребёнок говорит ежедневно по нескольку раз. Во втором - слова, которые говорит стабильно несколько раз в неделю. В третьем - слова, которые говорятся редко, но Вы их слышали больше двух раз. В четвёртом - слова, которые Вы слышали по одному-два раза (и тут хорошо бы указать возрамт, в котором слышали). Слова нужно записывать в том варианте, в котором их ребёнок произносит, ну и расшифровку.
Простая фраза есть? Примеры фраз? Вообще фразами говорит? ну более-менее стабильно? Или предпочитает одиночные слова?
ребенок иногда вполне неплохо выдает предложения по несколько слов например "папа положи мне пельмени", "я нашел много денег" (во время игры с братьями, у нас их немного). Что несовсем типично для алалии.
Нет... это скорее подтверждает именно алалию, а не дизартрию. Это готовые шаблоны, которые ребенок использует в каких-то определённых ситуациях. Примерно как заученная фраза из разговорника на незнакомом языке... вот заучили Вы, что "тыкса бума фряп муукс куурща вжух" означает "Мальчик ест жёлтую сливу". Но какое из этих шести слов обозначает мальчика, какое - сливу, какое - синий цвет, в каком порядке надо поставить эти слова, почему там вообще шесть слов... Причём фраза "Мальчик ест жёлтую грушу" может звучать вообще как-то совершенно непохоже... и "вычислить" из сравнения этих двух фраз, где ж там слово "груша", Вы тоже не сможете, просто потому, что логика языка там отлична от русской. И тем более, Вы не сможете сконструировать фразы "Девочка ест жёлтую сливу", "Мальчик моет жёлтую сливу", "Мальчик ест синюю сливу"... Алалия - это неумение выстраивать саму структуру.
Cypeпка
Такие вещи нужно не удаленно диагностировать и работать с ними. Онлайн в данном случае - это как игра в сломанный телефон, у вас в данный момент именно она. 
Как раз алалию можно онлайн ))) её всё равно не "пощупаешь" ))) в отличие от некоторых (не всех!) видов дизартрии... корковую дизартрию, например, тоже "не пощупаешь"...
Тем более, уж при современном развитии техники... где тебе хоть как ребенка покажут... да и "пощупают" по указаниям специалиста )))
Вьюрок
Алалия - это неумение выстраивать саму структуру.
[у аутистов так. Шаблоны
Cypeпка
В 1 год и 9 месяцев я вполне могла услышать "Дог идеть" (в переводе не нуждается) или "Муууу па(р)к ноу" (в переводе - "Коровы в зоопарке нет" ). Не сказала бы, что этого мало
Это как раз хороший уровень. И по "звуковке", и по лексике, и по "грамматике".


у аутистов так. Шаблоны
У алаликов - они же.
И ещё в ряде случаев.
Joki
Ответ на сообщение elfe от 18 янв 2024, 15:30
ЦИТАТА ( elfe )
подруга у меня долго ходила направление выпрашивать

Я вообще не думаю, что здесь большинство родителей будут что-то ходить и выпрашивать )) такие вещи у нас сигналирует педиатр, у которого дети до 4 лет включительно проходят профилактические осмотры. В случае моего ребенка на проблемы с речью обратили почти одновременно педиатр и воспитатель ГКП. У родителей иногда 'замыт глаз' на это, тем более, у нас это был первый ребёнок, мы его прекрасно понимали без слов )) среда мультилингвальная, остальное развитие было старше календарного возраста, кроме  вот речи, мы особо не беспокоились, если честно. Потом была целая интенсивная карусель всяких обследований и всего, что за этим следовало. Как вспомню, так вздрогну )) в лого сад в итоге сын не оч долго ходил, а речь поперла, когда в школу пошел в 4 года. Да так, что не остановить было  :D пока ходил в лого сад, с родителями тоже интенсивно работали. Спецы записывали моменты нашей, родительской, интеракции с ребенком дома и в саду, потом все это разбирали по полочкам с нами, сравнивали с 'нулевыми замерами' в самом начале траекта, один из специалистов именно на мультиязычии специализировался. Мы даже на спец курсы с мужем при этом садике ходили, для родителей неговорящих детей ))) там были и лекции, и семинары, и всякие практические занятия - их вели логопед и лингвист, которые работали конкретно на группе нашего ребенка. Потом были различные наблюдения в саду вместе с родителями (сидишь в спец комнатке с работником сада и на огромном экране видишь все, что происходит в группе, твой ребенок в фокусе, потом обсуждаешь прогресс с воспитателями-логопедами-лингвистами). Были и всякие тестирования на разных языках, я выступала русскоязычным переводчиком для сына )) а до попадания в сад ещё разные аудиологические исследования, чтобы исключить мед причины, развёрнутое невербальное исследование на IQ, да я сейчас и не вспомню всего. Частный логопед с занятиями один-на-один (которые, кстати, моему сыну совершенно не зашли, поэтому мы от них потом отказались) были лишь мелкой крупинкой во всем этом интенсиве. 
Cypeпка
Зависит от страны.
У нас школа начинается в 4 года. В 3,5 года не в колокол, а в набат уже будут спецы бить, если сильная задержка в речевом развитии.
Это зависит ещё и от языка.
Немецкий в принципе очень и очень структурированный язык. И структура там очень логичная... всё достаточно чётко. Особенно на начальном этапе.
Русский куда менее структурирован.
Кстати, для своего алалика я эти шаблоны как раз из немецкого утащила ))) вот как на уроках немецкого нас учили фразы строить - так и строили... "причесав" под русский.

тем более, у нас это был первый ребёнок, мы его прекрасно понимали без слов ))
Вот и зачем, спрашивается, ему при таких условиях вообще нужна речь? )))
Такая причина отсутствия речи тоже бывает.
elfe
Joki, вот, а в Германии лет до пяти "подождите" - не редкий случай, а вот за год до школы, то да.
Хотя, если, например, синдром дауна у детей, то раньше. Мы как раз в таком центре были, где много таких деток было, но туда со всей Германии приезжали и по-моему даже из-за рубежа

Ответ на сообщение Cypeпка от 18 янв 2024, 15:45
ЦИТАТА ( Cypeпка )
Вот и зачем, спрашивается, ему при таких условиях вообще нужна речь? )))
Такая причина отсутствия речи тоже бывает.


Это да, у меня у двоюродного брата дочка тоже такая, я на них посмотрела и сказала: " ни фига ей говорить, вы и так все понимаете" :D , пошёл ребёнок в садик и прекрасно заговорил, умная девочка с хорошо развитой фантазией получилась :)
Joki
в Германии лет до пяти "подождите" - не редкий случай, а вот за год до школы, то да.

Вот и у нас, получается, за год до школы начинают спецы обращать на это внимание. Хотя да, 3 года еще не возраст, в большинстве случаев все потом нормально. А если нет? Если причина в физиологии? Или сниженном интеллекте? Или еще в чем. Обследования все эти не одним днем делаются, поэтому к началу школы, т.е. к 4-летию, желательно знать, что к чему и в чем причина, чтобы не бегать потом саврасками по спецам, когда школа начнется. 
Вот и зачем, спрашивается, ему при таких условиях вообще нужна речь? )))

Тоже верно )) проблем с невербальной коммуникацией у сына вообще никогда не было. Жесты и мимика в нежном возрасте у него такие выразительные были, что хоть в немом кино снимайся :D
Congenial1690
Добрый вечер. Спасибо за большое количество сообщений.
Я конечно понимаю что удаленно диагнозы поставить невозможно и всё очень инидивидуально.
В западной европе это типично что врачи в упор не видят проблемы до тех пор пока не будешь лежать одной ногой в могиле. Тогда да. Начинают лечить. По врачам пошли на всякий случай. Как минимум чтобы исключить неврологические диагнозы.На тот случай что если мы слепые и что-то не заметили.
Мы не ждём , мы усиленно занимаемя с логопедом 4 раза в неделю и сами тоже.
Между прочим, дело происходит в Нидерландах. И никто ни в какие набаты не бьёт. Плевать им всем на нашего ребенка. Еле выбили приём к врачам счециалистам. Домашний врач вообще расказывала что всё будет отлично и не надо переживать.

ЦИТАТА ( Cypeпка )
Сколько примерно слов говорит ребенок? Ну условно... три? десять? сорок? сто? тысячу?


Слов у нас существенно больше 50 . Думаю что слов 200 может 300. Но это все равно маловато на мой взгляд. Мы знаем цвета. Животных. На вопросы предпочитает отвечать одним словом. Например : да, нет. Или на вопрос кушать будешь , отвечает буду. Или на вопрос что будешь кушать отвечает. Банан. В принципе фразы кое как иногда строит. Оосбенно "я хочу. ..", "дай мне ...". Ну и предмет чего он там хочет. Глаголы использует. Прилагательные например такие как красивый. Мнижественное число использует. Начал использовать союзы. И , на , под , и.т.д.


Простите за немного сумбурный ответ
Наташка2004
Congenial1690, слух проверяли у ребенка? Как у него с пониманием речи? Со слухоречевой памятью? Если у ребенка хоть немного на одно ушко снижен слух, то это сильно сказывается на его речевом развитии. Страдает в том числе и понимание речи от того, что он может недосышать окончание слова и потерять общий смысл сказанного, а опора на контекст ему в силу возраста пока не доступна. Низкое понимание речи сказывается на самостоятельной речи ребенка. Чтобы говорить фразой, надо понимать о чем говорить. Низкий уровень слухоречевой памяти не позволяет ребенку запомнить, а следовательно воспроизвести целиком фразу из нескольких слов.
Дизартрия сама по себе не является причиной отсутствия речи, если конечно не идет речь о тяжелых случаях анартрий. При дизартрии дети монут говорить много, но не понятно.
При алалии есть трудности соотнесения звуковой оболочки и относящегося к ней объекта, т.е. ребенок может по просьбе показать предмет, но назвать самостоятельно затрудняется. Отсюда скудный словарь, использование шаблонных фраз.
Congenial1690
ЦИТАТА ( Наташка2004 )
слух проверяли у ребенка? Как у него с пониманием речи? Со слухоречевой памятью?


Слух конечно проверяли мы целый комплекс врачей прошли : педиатра, лора , невролога , физиолога. Никто ничего не нашел. Более сложные анализы делать отказываются. Ну типа узи шейного отдела. Мотивируют тем что нет показаний и отклонений. И будут делать только в том случае если будет регресс.
Вобщем мы хлебнули качества местной медицины по полной. Однако на самотек дело не спускаем и занимаемчся ежедневно сами плюс онлайн русский логопед. Ну и два раза в неделю местный голандский.
Вот со слухо-речевовой памятью возможно проблемы есть. Что делать чтобы тренировать ?

Наташка2004
ЦИТАТА
Что делать чтобы тренировать ?

Можно поиграть в игры типа таких:
Перед ребенком поставить игрушки, например: кошка, собака, корова, и приготовить штук 15-20 небольших игрушек, например, грибочки. Далее даёте инструкцию:
Дай гриб кошке.
Затем усложняем: Дай гриб сначала собаке, потом корове.
Когда ребенок начнет легко справляться с этим заданием, увеличиваем количество животных до 5-6 и снова усложняем инструкцию: Дай гриб сначала кошке, потом лисе, потом, корове. Понятно, что необходимо стремиться, чтоб животные, которых вы называете стояли не по порядку, друг за другом, чтоб ребенок старался, запомнить кого вы называли и в каком порядке.
Далее грибочки необходимо заменить, например, на фрукты: яблоко, лимон, банан, груша, ананас и др. Далее даёте инструкцию:
Дай кошке яблоко. (Ребенок выбирает из всех фруктов яблоко и кладёт перед кошкой)
Когда такие инструкции ребенок будет выполнять легко, начинаем усложнять:
Дай корове грушу, а лисе банан.
Достаточным считается уровень, когда ребенок достаточно легко выполняет двухкомпонентную инструкцию.
Выполняя такие упражнения можно, например, брать стаканчики разных цветов, закрепляя названия цветов (Положи грушу в синий стакан, а банан в зеленый), можно брать любые другие игрушки. И если привязать игрушки к лексическим темам, то можно параллельно расширять пассивный словарь ребенка: сегодня играем с насекомыми, завтра с одеждой и т.д.
Оська77
Слух конечно проверяли мы целый комплекс врачей прошли : педиатра, лора , невролога , физиолога. Никто ничего не нашел. Более сложные анализы делать отказываются. Ну типа узи шейного отдела. Мотивируют тем что нет показаний и отклонений. И будут делать только в том случае если будет регресс.

Надеюсь меня не заклюют мамы, прошедшие логопроблемы, и спецы.
Если у Вас есть возможность, когда будете в России, сделайте сыну транскраниальное НСГ. Если что, я знаю, где его можно сделать в Питере.
Это НСГ через кости. Малышам его делают, пока открыт родничок, а дальше можно только транскраниальное.
Просто для спокойствия. Убедитесь, что нет никаких увеличенных желудочков и тп
Congenial1690
Ответ на сообщение Наташка2004 от 1 фев 2024, 18:10

Спасибо. Такое мы делаем очень легко и совершенно без проблем.
secret secrets
Congenial1690, в принципе, у вас пока полно времени. Вплоть до средней школы вряд ли вы что-то конструктивное услышите от местных педагогов.
Но на вашем месте я бы уже сейчас задумалась, стоит ли пускать ребёнка в голландскую систему образования.
Не знаю, какие возможности и планы у вашей семьи. Могу только сказать, что в Делфте интернациональная школа, с некоторой заточенностью на детей с проблемками. Вы экспаты и вас без проблем возьмут.
Ну или уезжать в другую страну, где нет сортировки детей по уровням.
Joki
Ответ на сообщение secret secrets от 5 фев 2024, 13:09
ЦИТАТА ( secret secrets )
. Вплоть до средней школы вряд ли вы что-то конструктивное услышите от местных педагогов.

Абсолютно не согласна. Мой опыт с сыном описан выше. Разумеется, речь там не про русский язык.
secret secrets
Joki, у вас прекрасный опыт, я читала. Вообще именно за вас всегда радуюсь, как вы умеете работать с местной системой.

Но пока что у автора темы опыт не очень. Я тоже никого в реале не знаю, с кем так эффективно местные работали, как вы описываете.
Автор и сама пишет, что они занимаются, лапками шевелят активно. Тем не менее, на перспективу подумать надо. И если мальчик перед школой не ‘выстрелит’, как ваш выстрелил, в голландскую систему ему не надо.
Joki
Ответ на сообщение secret secrets от 5 фев 2024, 13:27
Не, это не только мой личный опыт. Я в то время общалась и с другими коллегами по несчастью )) среди них была русскоязычная девочка, семья тоже была полностью русскоязычная, как раз экспаты тоже, дети здесь все родились. Никуда уезжать они не собирались, ребёнка планировали в местную систему (а не в междунар школу, например, с прицелом на то, что уедут отсюда). Так у них еще больше интенсива было, чем у нас. Например, лого сад был не 2 раза в неделю, а целых 4, и часов у них было больше в день, чем у нас. Оно и логично, в семье-то только русский у них был. Да, это было 10 лет назад, но я и позднее в реале встречала, например, полностью иноязычную семью (не рус и не пост СССР), у них был такой же +/- лого траект.

Ну и честно говоря, вижу в описании такие детали, которые вообще не узнаваемы в проекции на местный контекст :) всё, умолкаю )))
secret secrets
с другими коллегами по несчастью
это не отменяет того, что я написала - подумать о вариантах на перспективу.
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.