Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
О тех, кого не вспомнят поименно
Материнство > Всякая всячина > Энциклопедия
Maroosia
Казалось бы, что может лошадь против техники? Но миллион погибших лошадей и два миллиона доскакавших до Победы, доказали, что конница незаменима даже в современной армии и готова достойно сражаться.
user posted image

Лошади старались, как умели,
Вынесли героев из атак —
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…

(М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет")

user posted image
Командующий парадом на Красной Площади Маршал Советского Союза С.М. Буденный. 7 ноября 1941 г.

Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. Но тем не менее…

user posted image

Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.
user posted image


Кавалерия вступила в бой с гитлеровцами с первых минут войны. В Западном военном округе вместе с пограничниками встретили перешедшего в наступление врага два эскадрона 6-й Чонгарской кавдивизии, направленные в помощь 87-му погранотряду еще 19 июня. Вслед за ними вступили в бой и все части этой дивизии, подтянутые к границе за час до начала военных действий - в 3 ч ночи 22 июня 1941 года. Кавалеристы стойко отражали атаки превосходящих сил противника. Они несли тяжелые потери, но сдерживали стремящихся вглубь советской территории агрессоров. Такая же картина складывалась и на юго-западном и южном направлениях. Кавалеристы действовали в пешем строю, но при первой возможности совершали дерзкие конные атаки на колонны наступающих фашистов.

user posted image

Так, на Юго-Западном фронте 28 июня 1941 г. в районе г. Дубно Ровенской области конники 76-го кавалерийского полка 14-й кавалерийской дивизии во взаимодействии с танкистами внезапно атаковали мотоколонну противника, которая двигалась без разведки и охранения, и разгромили ее. На Южном фронте успешно действовал 2-й кавкорпус под командованием генерала П. А. Белова. До начала июля он прикрывал государственную границу, не допуская врага к переправам через р. Прут. В середине июля части 5-й кавалерийской дивизии в конном строю нанесли поражение 50-й дивизии противника.

user posted image

Однако, несмотря на упорство в обороне, массовый героизм и отдельные успешные наступательные действия, впервые месяцы войны кавалерийские соединения вместе с другими частями Красной Армии вынуждены были после тяжелых боев отходить на восток. Тысячи конников погибали. Те, кто остались в живых, но не смогли пробиться через линию фронта, вливались в партизанские отряды.

Действия партизанских отрядов и соединений были бы невозможны без лошадей. Руководитель партизанского движения на Украине дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак писал: "Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда... Посаженные на коня партизаны-бойцы за зиму 1942 г. превратились в грозную силу, способную наносить врагу мощные удары.

user posted image

Стремительный марш в 80-100 километров за зимнюю ночь, а на рассвете налет на вражеский гарнизон, живший до этого тихо и спокойно... В условиях партизанской борьбы никакой двигатель, никакая машина не могут заменить коня. Во-первых, машина требует горючего, а корм для коня можно найти повсюду. Во-вторых, самый совершенный глушитель не может заглушить звук мотора, а на коне, обмотав копыта мешковиной, мы проходили в 50-100 метрах от вражеских гарнизонов совершенно бесшумно. В-третьих, для машины нужны дороги, а мы в условиях полнейшего бездорожья в метель, стужу и туман, когда не летали даже самолеты, совершали марши по 50-60 км за ночь"*.

(Ковпак С. А. Верный помощник партизан.- Коневодство.- 1958.- № П.- С. 9-17.)

user posted image
Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают.

Неужели это и есть хваленое немецкое качество? А ларчик на самом деле открывался просто: немецкая лошадь привыкла к тому, чтобы ее регулярно и сытно кормили, а владимирец пол-Европы пройдет, питаясь соломой с крыш.

user posted image

Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.
user posted image

А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

user posted image

Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

Так, например, в конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. А 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Так что и здесь кавалерия доказала свою эффективность.

user posted image

Немалую роль сыграли кавалерийские соединения в обороне Москвы, в разгроме фашистских армий, прорвавших в конце сентября - начале октября 1941 г. оборону Брянского, Западного и Резервного фронтов и устремившихся к нашей столице.

Непреодолимое сопротивление казаков 17-го кавалерийского корпуса на Туапсинском направлении не позволило вражеским войскам выйти к перевалам западной части Главного Кавказского хребта.

user posted image

Кавалерия была использована и в боях под Сталинградом.

На Воронежском фронте кавалеристы 7-го корпуса обеспечивали действия 3-й танковой армии генерала П. С. Рыбалко. Несмотря на сильные морозы и метели, конники, двигаясь по ночам, совершили марш в 300 км от станции Анна на юг до района Кантемиовки, а затем повернули на запад и, пройдя за четверо суток еще 180 км, 19 января с хода вступили в бой за город Валуйки.

Командующим кавалерией в 1943 г. был назначен Маршал Советского Союза С. М. Буденный, был образован штаб кавалерии (начальник генерал П. С. Корпачев).

Кавалерийские соединения участвовали во всех основных операциях Красной Армии в 1943 г. Начиная с лета 1943 г. кавалерия действовала совместно с танковыми и механизированными соединениями, которые стали теперь основным средством развития наступления. В некоторых операциях использовались конно-механизированные группы, включающие и кавалерийские, и механизированные части.

user posted image

По льду Ладожского озера прошел первый конный обоз в блокированный Ленинград

В зимне-весенней кампании 1944 г. конница участвовала в освобождении Правобережной Украины и Белоруссии.

На 1-м Украинском фронте в боях за освобождение г. Ровно отличился эскадрон тувинских добровольцев, действовавший в составе 8-й гвардейской кавдивизии. В то время Тувинская Народная Республика еще не входила в СССР, но молодые тувинцы, пожелавшие участвовать в борьбе с фашизмом, получили разрешение отправиться на фронт.

Умело действовали казаки 5-го гвардейского кавкорпуса при разгроме войск противника, окруженных под городом Корсунь-Шевченковский. При жестоком морозе и сильном буране, которые затрудняли действия других родов войск, кавалеристы в конном строю настигали и уничтожали прорвавшиеся из окружения и поспешно отходящие колонны противника.

user posted image
Освобождение Литвы 1944 г.

Маневренность кавалерии, ее подвижность и способность двигаться по бездорожью были в полной мере использованы во время весенней распутицы 1944 г.

В конце апреля и начале мая 1945 г. смогли напоить своих коней водой из Эльбы кавалеристы 2, 3 и 7-го Бранденбургского гвардейских корпусов.

После разгрома фашистской Германии и ее союзников Советский Союз в августе 1945 г. вступил в войну против империалистической Японии. В освобождении Манчжурии очень важную роль сыграла конно-механизированная группа советско-монгольских войск под командованием генерала И. А. Плиева.

user posted image


Памятник воинам-куртатинцам, погибшим на Великой Отечественной войне. Скульптор Даурбек Цораев, Северная Осетия, 1971 год. Конь склонился к лицу воображаемого джигита, чтобы узнать, дышит ли его всадник. Если он ещё жив, конь будет пастись рядом, а если мёртв — вернётся в родное село

Какие же породы лошадей преобладали в кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные. Любая кавалерийская часть располагала в первую очередь породами лошадей, которые были популярны в местах формирования подразделения. Донские казаки отдавали предпочтение донской породе. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей.

Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу. Но бывало и так, что конные части приходило пополнение из метисов и полукровок. И, надобно заметить, в большинстве случаев они также честно несли службу, как и их "чистопородные" собратья.

user posted image

Следует заметить, что у противника в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий.

Сохранилось множество свидетельств, что немецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей. Так что наши кони могут гордиться — их и противник уважал (а такое случается не часто).

user posted image

Сколько же лошадей "проходили службу" в рядах Советской Армии в годы войны? На самом деле число их было огромно: около трех миллионов. Ведь в тогдашней армии лошади были не только в кавалерии: шли по военным дорогам бесчисленные обозы, на лошадях перевозились пушки и многое другое. Лошадь практически была основной тягловой силой. Даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. У немцев в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, фашисты быстро осознали преимущества «четвероногой» тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий…

user posted image

Кого-то просто не успевали записать на довольствие, ведь жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она, например, не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конского состава были бы несравненно больше, если бы не четко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй.

user posted image

Четкость работы ветеринарной службы в годы войны вызывала искреннее восхищение. Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для доставки самых тяжелых раненых и больных во фронтовой тыл использовался автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.

И все-таки очень много лошадей пало на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.

user posted image

Однако видимо пришло время воздать должное подвигу этих животных. Я надеюсь, что в скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям-участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

user posted image


user posted image
Памятник Маршалу Жукову архитектора В.М. Клыкова. Маршала Жукова по праву называют маршалом Победы. Именно он 8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлине принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии. А 24 июня 1945 г. Жуков принимал Парад Победы на Красной площади на белом скакуне.

Георгий Константинович похоронен у Кремлевской стены. Памятник был установлен на этом месте 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Уже много писалось о том, как ужасно выглядит конь маршала, но что сделано, то сделано. Жаль, что у нас нет памятников именно лошадям, погибшим и участвовавшим в ВОВ, во всех странах есть памятники погибшим животным во время войн, а у нас нет. В лучшем случае на лошадях красуются военначальники.

Не могу не поставить фото памятников верблюдам и собакам. Известно, что верблюды участвовали во многих войнах, например, во Второй Мировой и в составе Советской Армии дошли до Берлина! Самый известный верблюд по имени Яшка, так же дошел до Берлина. В Великой Отечественной войне в состав наших войск входила 28-я резервная армия, в которой тягловой силой для пушек были верблюды. Она была сформирована в Астрахани во время боёв под Сталинградом. Нехватка машин и лошадей вынудила выловить в окрестностях диких верблюдов и приручить их. Большинство из 350 животных погибло на поле боя в разных сражениях, а выживших постепенно переводили в хозяйственные части и «демобилизовывали» в зоопарки.

"Видать, на службу фронтовую
Сполна он получил права:
То возит кухню полевую,
То тащит для нее дрова.
Хотя шумит стальная вьюга,
И смерть грозит со всех сторон,
Верблюд не чувствует испуга,
Покуда делом занят он".

user posted image

Немного и собаках:
Собаки на войне.
Сколько сказано слов
Может чья-нибудь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны
Только кажется мне
До обиды написано мало
О собаках - бойцах
Защищавших нас в годы войны.
Стерлись в памяти клички
Не вспомнить теперь и мордашку
Мы, пришедшие позже,
не знаем совсем ничего
Лишь седой ветеран
Еще помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащивщую
С поля боя когда-то его.
С.Ерошенко.

user posted image
user posted image
На Поклонной горе в Москве открыли памятник фронтовой собаке.

user posted image

Уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» целый полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад.
user posted image
user posted image

источник http://konovod.com/index.php?id=1139
Lepesina
Спасибо за такую интересную статью. Помощь животных людям безмерна и неоценима.
Владиславна
такие фотографии, берут за душу. спасибо за статью!
Uoga
Спасибо за тему!! :love:
Smilylana
Какая хорошая тема, спасибо!
Maroosia
7 собак-героев Великой Отечественной войны

12:58 7 мая 2013


НАТАЛЬЯ ТРОСТЬЯНСКАЯ 32054Версия для печати
Четвероногие бойцы рядом с солдатами Красной Армии сражались за наше мирное будущее.
Во время Великой Отечественной войны отвагу и героизм проявили не только люди, но и собаки. Более 60 тысяч четвероногих бойцов несли службу на различных фронтах, защищая нашу Родину от врага. Собаки, преданно выполняя самую разнообразную работу, не раз выручали из беды солдат и мирных жителей. Ездовые псы на тележках доставляли боеприпасы на передовую линию фронта. Собаки-санитары на себе вывозили с поля боя раненных. За годы войны благодаря четвероногим медикам была оказана первая помощь около 700 тысяч красноармейцам. Собаки-связисты, рискуя собственной жизнью, доставляли важные сообщения в эпицентр сражений. За годы войны они передали около 200 тысяч военных донесений. Собаки-саперы обследовали площадь в 15 153 квадратных километров и помогли обнаружить около 4 миллионов мин и фугасов, разминировать 303 населённых пункта. Псы-камикадзе, истребители танков, ценой собственной жизни уничтожили около 300 немецких боевых бронемашин. Сегодня мы вспоминаем четвероногих героев, имена которых вошли в историю.
1. Немецкая овчарка Джульбарс
За время своей службы в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде (с сентября 1944 по август 1945 года) пёс обнаружил 7 486 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии. Он участвовал в разминировании замков Праги, соборов Вены и дворцов над Дунаем. Благодаря отменному нюху и чутью овчарки саперы обезвредили мины на могиле Тараса Шевченко в Каневе и во Владимирском соборе в Киеве.
21 марта 1945 года Джульбарса наградили медалью "За боевые заслуги", а 24 июня 1945 года он был почётным участником парада на Красной площади. Из-за полученных в конце войны ранений Джульбарс не мог самостоятельно шествовать. Собаку-героя с перебинтованными лапами в своеобразном лотке, сооружённом по распоряжению Иосифа Сталина из его собственного кителя, пронёс по Красной площади командир 37-го отдельного батальона разминирования, главный кинолог страны, подполковник Александр Мазовер.
В мирное время рыжий пёс с проникновенными глазами стал киногероем, снявшись в фильме "Белый клык" по одноименному роману Джека Лондона (1946).
12:58 7 мая 2013

Кинофильм "Джульбарс" (1935). Режиссер - Владимир Шнейдеров


2.Овчарка Дина
Как и Джульбарс, Дина служила в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде. В историю овчарка вошла как участница "рельсовой войны" в Белоруссии и первая в Красной Армии собака-диверсант. Дина прошла курс истребления танков в Центральной школе военного собаководства, после чего под руководством командира взвода дрессировщиков старшего лейтенанта 37-го отдельного инженерного батальона миноискателей Дины Волкац она освоила профессию минера и теорию диверсанта в батальоне собак-миноискателей.
Свои знания овчарка Дина успешно применяла на практике. 19 августа 1943 года она обезвредила немецкий эшелон на перегоне Полоцк – Дрисса. Собака выскочила на рельсы перед приближающимся пассажирским поездом с гитлеровскими офицерами, направляющимися в отпуск, сбросила вьюк с зарядами, выдернула чеку капсюля-воспламенителя зубами и, прежде чем раздался взрыв, убежала в лес. Благодаря успешно выполненному заданию было уничтожено 10 вагонов противника и выведена из строя большая часть железной дороги. Позже овчарка Дина еще дважды участвовала в разминировании города Полоцка. Во время одной из операций в немецком госпитале собака нашла мину-сюрприз, запрятанную в матрасе.
3. Шотландский колли Дик
Пса призвали на службу в августе 1941 года. Он мог быть санитаром или связистом, но в 1943 году Дик постиг минно-розыскное дело и попал во 2-й отдельный полк специальной службы "Келецкий", где и оставался до конца войны. Во время Великой Отечественной пёс обнаружил более 12 тысяч мин, принимая участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов. На центральной улице Луги в подвале сгоревшего дома он нашел мину замедленного действия. Но, пожалуй, самый известный подвиг пса – найденный за час до взрыва в фундаменте Павловского дворца фугас весом 2,5 тонны с часовым механизмом. По окончании Великой Отечественной герой-миноискатель вернулся к хозяину и, несмотря на множественные ранения, был неоднократным победителем выставок собак. Пёс дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями.
4. Разведчик Джек
Благодаря этому псу нашим солдатам удалось взять в плен около 20 вражеских военнослужащих, среди которых был и офицер из неприступной крепости Глогау. Проникнуть в хорошо охраняемую крепость и уйти из нее с пленным, разведчик Кисагулов смог только благодаря своему псу.
5. Собака-санитар Мухтар
Во время войны Мухтар спас около 400 раненных солдат, в том числе своего проводника ефрейтора Зорина, получившего контузию от взрыва бомбы.
6. Сторожевая овчарка Агай
За время службы собака 12 раз своим лаем останавливала немецких солдат, которые обходными путями пытались подобраться к нашим боевым позициям.
7. Пёс Бульба
Воспитанный вожатым Терентьевым пёс был связистом. За время своей службы Бульба передал более 1500 депеш и проложил десятки километров телефонного кабеля. Нередко он вместо документов доставлял на передовую боеприпасы.
Подробнее: http://vm.ru/news/2013/05/07/sem-sobak-ger...jni-195333.html
user posted image
Собаки наравне с людьми сражались за нашу Родину
Фото: Из архивов

user posted image
Собака-связист тянет кабель


user posted image
Собака-камикадзе штурмует танк противника

user posted image
Ездовые собаки везут раненного

user posted image
Собаки-миноискатели на задании
Laplandiya
Maroosia, Спасибо :4u:
nusyonok
Лошади в океане

И.Эренбургу

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" - по-русски - значит "Слава",-
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан стараясь превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лощадей топталась день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море в синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края,
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Борис Слуцкий

Спасибо за тему!
Кристал
Спасибо за тему.
Элеммирэ
Какая хорошая тема! Спасибо!
А напишите про тюменских котов, которые спасли Эрмитаж в сорок четвертом? Они, конечно, не воевали. Но все равно.
Maroosia
Тюменская легенда: кошки спасли Эрмитаж

Тюменская легенда: кошки спасли Эрмитаж
Правдива ли легенда о том, что сибирские кошки спасали Эрмитаж от полчищ крыс во время Великой Отечественной войны? Ко Дню кошек корреспондент NashGorod.ru провел небольшое расследование.

Приехав в Санкт-Петербург, помимо исторических памятников вы зачастую можете увидеть сибирских кошек — в большем количестве, чем в других европейских регионах России.

Смотрители Эрмитажа рассказывают, что в блокаду умирающие от голода жители Ленинграда съели всех кошек.

В начале блокады, в 1941 году, у горожан отношение к истреблению кошек было негативное, но начали погибать от истощения родные люди и уже никто не искал оправдания убийству кошек. Когда кошек не стало, крысы размножились и заполнили город. Их пытались давить танками, стреляли; всё было бесполезно. Полчища крыс, переходившие улицу, блокировали движение трамваев. Крысы нападали на людей, уничтожали в Эрмитаже полотна великих мастеров.

Слухач

Котёнок в военном Ленинграде стоил 500 рублей, а килограмм хлеба — 50.

Ветераны блокады утверждают, что в Великую Отечественную войну на зенитной батарее жил кот-«слухач», который предсказывал налёты фашистских самолётов истошным мяуканьем. Весной 1942 года ленинградцы увидели на улице полуживую от голода старушку — она вынесла на солнце для прогулки тощую кошку.

Люди плакали от этого зрелища, крестились и благодарили старушку за то, что она сохранила животное. Худой как скелет милиционер охранял кошку, чтобы никто её не похитил. До прорыва блокады оставался ещё год.

Стратегический груз

После прорыва блокады кошачья мобилизация стала делом государственным. В 1943 году Ленсовет вынес постановление: «принять меры к спасению города от крыс». В Ленинград доставили несколько вагонов дымчатых кошек — из Ярославля.

Но где же смогли взять столько кошек и почему именно в Ярославской области?

Ярославские дымчатые кошки — известные крысоловы. Газеты Ярославля, сообщают работники Эрмитажа, напечатали призыв: Ленинграду нужна помощь в борьбе с крысами. И люди сами принесли домашних любимцев в пункт сбора.

Но кошек на всех не хватило. В Эрмитаже продолжали хозяйничать крысы. Для спасения от крыс Эрмитажа и других музеев кошек собирали в Сибири. Люди сдавали домашних любимцев.

Есть предание, что первой своего кота — красавца Амура — принесла жительница Тюмени. Домашних кошек на сборный пункт привозили жители Ишима, Заводоуковска, Ялуторовска. Всего из Сибири отправили несколько вагонов кошек.

«Когда открыли первый вагон с сибирскими кошками, — рассказывают старожилы Санкт-Петербурга, — орущая кошачья орава начала разбегаться кто куда». Свою работу с крысами кошки начали проводить незамедлительно и спасли Эрмитаж.

Чудо-кошки

С кошками связаны замечательные истории. Многие помнят, как в 1988 году землетрясение уничтожило Спитак. Тогда жители Тюмени отправляли гуманитарную помощь выжившим жителям армянского города, чьи дома стали руинами.

Вскоре пришла весть о том, что произошло чудо — через несколько дней после землетрясения под завалами нашли младенца — девочку Карину Овсепян; с ней была домашняя кошка. Она спасла девочку, согревая её своим теплом.

В Риме вы можете прогуляться по улице Кошки. Говорят, она названа в знак признательности кошке, которая громким мяуканьем привлекла внимание людей, когда чей-то малыш выполз на опасный карниз. Ребёнка вовремя подхватили.

В древности обожествляли кошек, а в Каирском государственном музее вы увидите множество мумий и золотых саркофагов кошек. Трогательное отношение к кошкам в Японии. В этой стране для того, чтобы держать дома кошку или собаку, необходимо доказать, что у тебя есть жилая площадь для животного.

Сквер сибирских кошек

Памятников кошкам в мире множество: в Лондоне и Киеве, Донецке и Владивостоке, Геленджике и Барнауле, Минске и Осаке, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, Москве и Сингапуре, Самаре и Ереване, Хайфе и Одессе, Стокгольме и Воронеже, Красноярске и Караганде, Риге и Туле, Бордо и Бремене, Казани и Барселоне, во многих других городах и, конечно, в Санкт-Петербурге.

На Кипре есть монастырь кошек, которых кормят туристы. Существует даже международная премия за героизм животных при спасении других животных и людей, которая ведёт своё начало от английской кошки Скарлетт, спасшей своих котят из горящего гаража.

Но единственный в мире сквер сибирских кошек находится в центре Тюмени. Здесь на аллее кошек красуются 12 отлитых из чугуна красавиц в различных позах. Возможно, эти скульптуры посвящены кошкам, которые спасли от крыс блокадный Ленинград.

«За» и «против»

Одни верят воспоминаниям старожилов Санкт-Петербурга о доставке кошек из Сибири, хотя документальных свидетельств сбора кошек именно в Сибири не сохранилось.

Многие вопросы в те годы могли решаться, например, по телефонной связи или с помощью призывов в газетах или по радио. Да и военные архивы рассекречены не полностью.

Другие считают, что рассказы блокадников и большое количество сибирских кошек в Санкт-Петербурге — не доказательство.

Между тем кошки в Эрмитаже и других музеях с 18 века находятся в «штате», специально для борьбы против крыс и мышей. И сегодня примерно 70 котов и кошек имеют собственный «эрмитажный паспорт».
user posted image

источник http://www.nashgorod.ru/news/news56830.html
Maroosia
ПАРАД ПОБЕДЫ------ источник http://loshadniki.narod.ru/history.html

В один из майских дней 1945 года в Манеж в Хамовниках приехал начальник генштаба Советской армии генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов. Он сообщил, что Сталин приказал 24 июня провести на Красной Площади Парад Победы. Сталин поручил принимать парад Жукову и велел подобрать для него коня белой масти. Командующим парадом Сталин назначил Рокоссовского на лошади без указания масти. В Манеже было всего две лошади белой масти: Целебес и Цветок; но они были недостаточно крупными для Маршала. Жукову необходим был конь более крупный и более капитальный. Такого коня нужно было найти за пять дней. Искали в кавалерийских частях, на Московском ипподроме, на Московском конном заводе, в кавалерийском клубе ДОСААФ, Высшей офицерской кавалерийской школе имени Будённого, в конноспортивных школах и др. организациях. Наконец, наткнулись на Кумира из кавалерийского полка КГБ. Коня осмотрели Будённый, Антонов и др. – все остались довольны. Когда Жуков сел на коня, стало понятно, что в верховой езде он мастер. Вместе с Жуковым в манеж всегда входила необьяснимая строгость - во время его тренировки никто другой в манеже не ездил, громких разговоров не велось, шуткам не было места.
Рокоссовский приехал в манеж в конце мая и – как знаток лошадей - облюбовал для себя красавца Полюса, родившегося в конном заводе им. Ворошилова. Это был крупный, породистый конь караковой масти без единой отметины, с большими выразительными глазами, чёрными гривой и хвостом. Рокоссовский, в отличие от Жукова, был всегда приветливым и деликатным.
Оба Маршала тренировались около месяца – Жуков входил в манеж, молчаливо занимался выездкой и быстро уезжал на работу. Рокоссовский мог ещё долго любоваться лошадью, которую солдаты отшагивали после работы.
И вот наступил день Парада Победы. Накрапывал дождь, и коней заботливо накрыли попонами. Ровно в 10 часов утра, по первому удару Кремлёвских курантов из ворот Спасской башни в ореоле славы выезжает на серебристо-белом Кумире Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. Его сопровождает также на белом коне Целебесе генерал-майор Зеленский. Они направились к Мавзолею. На встречу от стен Исторического музея с шашкой наголо скакал на Полюсе Рокоссовский. Его сопровождал адъютант - подполковник Клыков на коне по кличке Орлёнок.
Перед Мавзолеем маршалы Жуков и Рокоссовский замерли друг против друга, и вся страна услышала голос Константина Константиновича: «Войска действующей армии и московского гарнизона для Парада Победы построены!»
Продолжающийся моросящий дождь не помешал полководцам красиво скакать манежным галопом по Красной площади, встречаться с представителями всех фронтов. Объехав и поприветствовав войска, стоящие на площадях Революции и Манежной, Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский под звуки бессмертного «Славься» Глинки неслись чуть ли не карьером по Историческому проезду снова на Красную площадь, которая встречала их громким солдатским «Ура-а-а!» и бурными апплодисментами. Рокоссовский остановил Полюса возле Исторического музея, а Жуков остановил разгорячённого Кумира возле Мавзолея, быстро спешился и, похлопав коня по шее, направился на трибуну Мавзолея. Сопровождавший его генерал Зеленский радостно произнёс: «Слава Богу, всё хорошо закончилось!».
Судьба двух великолепных парадных лошадей оказалась весьма печальной – Кумир после Парада Победы был возвращён в свой кавалерийский полк бывшего КГБ, где и нашел себе впоследствии могилу, а Полюс…
В период подготовки к Ноябрьскому параду 1945 года, как обычно, сводный оркестр Московского гарнизона проводил свои репетиции в Манеже в Хамовниках, т.к. на открытом воздухе было уже прохладно, а Манеж был очень удобным местом для репетиций.
В одну из таких репетиций опытный всадник, офицер Николай Ситько, решил воспользоваться этой возможностью для приучения Полюса к оркестру и его музыке. Он въехал на Полюсе в середину Манежа, пока тот молчал, и стал дожидаться, когда начнётся репетиция. Расчёт Ситько сводился к тому, чтобы закрепить выработанную ранее и Полюса спокойную реакцию на духовой оркестр. Однако звук оркестра оказался слишком сильным в закрытом помещении и, когда грянула музыка, Полюс сильно испугался, весь задрожал, моментально взмок, заметался на месте и, наконец, упал. Оркестр сразу прервал игру. Коня с трудом подняли и успокоили. Но, по-видимому сильный звук военного оркестра оказался слишком большим раздражителем нервной системы Полюса. Это вызвало у него перенапряжение нервных процессов, повлекшее за собой срыв высшей нервной деятельности.
Все попытки восстановить нарушенную деятельность нервной системы Полюса ни к чему не привели и, по указанию маршала Будённого, его отправили в родной конный завод им. Ворошилова. И затерялся он там в годы увлечения Никиты Сергеевича Хрущёва кукурузой и распашкой целинных и залежных земель, а затем и ликвидацией военных конных заводов.

user posted image

далее источник утерян
"Маршал Антонов, большой знаток конного дела, выбирал коня для парада со всем тщанием. Стрелецкие Целебес и Цветок были отклонены. Безупречно красивые, белоснежные, они были мелковаты для Жукова. Маршалу Жукову нужна была не только фактурная, но крупная лошадь! В кавполку НКВД на Хорошевском шоссе отыскали жеребца по кличке Кумир, которого немедля привезли в манеж Министерства Обороны. Жуков лично опробовал лошадь под верхом. То, что лошадь готовилась к параду - несомненно! И правы очевидцы, утверждающие, что именно Кумира целый месяц мыли с мылом по два раза на дню, добиваясь ослепительной, сияющей белизны.
user posted image
Но ровно с этого момента в истории Белой Лошади начинается таинственная путаница...

Профессор И. Ф. Бобылев неоднократно повторял и настаивал на том, что под седлом Жукова - Кумир. Но тот же И. Ф. Бобылев утверждал в научных публикациях, что Кумир (арабо- доно-кабардинец) родился в Терском конном заводе. Но достоверно известно следующее: все лошади Терского завода таврились крупным горячим тавром на бедре - прописной буквой "Т" с волнообразной линией поверх буквы. Такое тавро на серой лошади особенно заметно, выглядит как черная печать, и скрыть такое тавро ни мелом, ни краской не представляется возможным! Заведующая отделом музея коневодства МСХА - Юлия Николаевна Кузнецова - затеяла собственное расследование. Оно основано, главным образом, на показаниях очевидцев, которых, к сожалению, уже нет в живых. На собранные ею материалы, мы и будем в основном и полагаться.

На вопросы о дальнейшей судьбе предполагаемого участника парада - Кумира, ответов нет. Следы его, что называется, потерялись в житейском море. Сегодня с трудом верится в то, что легендарная лошадь "жуковского седла" могла бесследно кануть в Лету, когда кавалерия как род войск еще не была упразднена. Перед именем Жукова трепетали по-настоящему и было бы любопытно взглянуть на смельчака, дерзнувшего самовольно отчислить коня, овеянного славой, в заштатный полк.

Другая версия нам кажется исторически более правдоподобной: известный советский конник Елизар Львович Левин до конца своей жизни, как, впрочем, и его супруга - они оба утверждали, что под седлом Жукова был ахалтекинский Араб-Казбек. Ахалтекинец серой масти, получивший кличку Араб, он был, согласно военной традиции, переименован в Казбека. Призванные в строевую службу лошади получают новую кличку, начальная буква которой означает год призыва. Итак, Казбек родился в 1930 году в Туркмении. Высокопородный текинец, он показывал феноменальные результаты во всех видах спорта, где бы его ни пробовали - от дистанционных пробегов до испытаний на мощность прыжка. Казбек был участником пробега Ашхабад - Москва. 4300 км лошади прошли за 84 дня. Абсолютно во всех войсковых соревнованиях на протяжении нескольких лет он занимал первые места. Его последний старт в соревнованиях 1947 года, включавших полевые испытания, конкур и манежную езду, окончился победой, что свидетельствует о выезжанности лошади ее тренером - Е. Левиным. В 1947 году Казбеку было 17 лет и в его экстерьере еще не было ни малейших признаков увядания.

На фотографиях 1945 года (еще один аргумент!) видно, что этот совершенно белый жеребец великолепно обмускулен, довольно крепок, достаточно крупного роста и обладает выразительным густым типом текинской лошади. По свидетельству людей, знавших Казбека, его движения были очень эластичны, нарядны и уверенны. Лошадь обладала гибкостью и была необыкновенно устойчива на всех аллюрах. Сам Буденный очень высоко ценил эту лошадь - а его авторитет знатока считался в те времена непререкаемым! То, что Казбек был самый знаменитой и титулованной белой лошадью в Манеже, несомненно - достаточно взглянуть на его послужной список в учетной карточке.

Жуков, регулярно тренировавшийся в манеже Министерства Обороны, не мог не знать Казбека!

Так что есть большая доля вероятности, что именно Казбек в 10 часов утра звенел подковами на глазах сотен тысяч восхищенных людей. Любопытно, что начкон Луговского конного завода (в котором Араб-Казбек основал целую заводскую линию) был абсолютно уверен в том, что именно этот серый жеребец был Лошадью Победы. Арабу-Казбеку в Луговском конном заводе поставлен мемориальный памятник. Сын Казбека - Абсент, стал первой советской лошадью-олимпийским чемпионом.

Под седлом Сергея Филатова Абсент в блестящем стиле выиграл Большой Приз по выездке Олимпиады 1960 года в Риме.

Какая красивая история могла сложиться, если бы все мы были абсолютно уверены в правдивости этой версии. Но, увы, существует и несколько других, не имеющих пока под собой документального подтверждения или опровержения. Так, в журнале "Огонек" (1986 г., № 28, с. 13) в статье Ю. Христинина "Конь маршала" говорится о терской лошади по кличке "Цепкий". Т. Пономарева в публикации "Арабские лошади в Ставрополье" ("Кавказская здравница", 1988 г.) пишет: "Эталоном терской породы можно назвать белоснежного жеребца "Символа", на котором маршал Жуков принимал на Красной площади исторический парад Победы", а в газете "Сельская жизнь" за 1988 г. лошадью маршала назван некий Салют.

Почему официальные историки не придали значения личности белого коня? У нас нет ответа на этот вопрос. Хотя, можно предположить, что в государстве, округлившем в своей истории число погибших и замученных сограждан до десятков миллионов, вполне могло и не найтись лишней маленькой строчки для имени лошади. Прекрасного, незабвенного, легендарного и безымянного коня."

Amarana
С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Специально подготовленные сотрудники НКВД оставались на оккупированных территориях для организации диверсионных отрядов. Одной из приоритетных задач, с которую им предстояла решать, была задача легендированной транспортировки грузов и живой силы на большие расстояние. Применение лошадей зачастую приводило к расшифровке дислокации расположение базового лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу.
Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.
Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году.
Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам.
Большого распространения применение в военных целях лоси не получили- связано это было в основном с понятными трудностями по организации обучения бойцов. Вскоре два десятка сохатых отправились в разведотделы армии и приняли участие в успешных рейдах по вражеским тылам. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Северный олень карибу — еще один морозоустойчивый зверь, который отметился на дорогах войны. Транспорт Санта-Клауса пригодился Советской Армии во время обороны Заполярья. Быстро выяснилось, что положенные РККА по уставу лошади в условиях полярной зимы превращаются в обузу для фронта. Еще во время Финской войны комдив Валериан Александрович Фролов предложил применять в войсках традиционную северную тягловую силу — оленьи упряжки. Первые же попытки передвижения на оленях в январе — феврале 1940 года дали замечательный результат, и к началу Великой Отечественной были разработаны основные положения использования упряжек в армии. 29 июня 1941 года немецкая армия «Норвегия» при поддержке финских войск нанесла удар на Мурманск, а 1 июля — на Кандалакшу. В ноябре этого же года по решению Военного совета 14-й армии для противостояния немцам были сформированы три армейских оленьих транспорта. Каждый из них состоял из 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Обслуживали транспорт 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Своя оленетранспортная бригада была также у Северного флота — она обеспечивала действия морской пехоты.

В должности солдат-оленеводов проходили службу местные жители — саамы, умевшие отыскивать ягельные пастбища, хорошо ориентировавшиеся в тундре. В нарту запрягали по три-четыре оленя — веером, на манер русской тройки. По оленьей дороге райды проходили в сутки до 35 км, по бездорожью — до 25 км. Грузоподъемность нарты зависела от состояния маршрута. В ноябре и декабре на нарте перевозилось 300 кг груза, в январе и феврале — 200, в марте и апреле — 100 кг. То есть, к примеру, на одну нарту можно было навалить 5000 винтовочных патронов (6 ящиков) или 10 000 автоматных; 150 ручных гранат; 30 мин для 82-мм миномета или 12 мин для 107-мм горно-вьючного миномета; 40 снарядов для 45-мм ПТО, 10 снарядов калибра 76,2 мм; 4 снаряда для 122-мм гаубицы. Сами орудия перевозились в разобранном виде. Так, для перевозки 4-орудийной батареи 76-мм горных пушек образца 1902–1909 годов с одним боекомплектом из 560 снарядов требовалось 315 оленей, 82 грузовые нарты и 30 легковых. Порой нарты использовались как тачанки, вооруженные станковым или ручным пулеметом.

За время войны оленями 14-й армии было вывезено с поля боя 10 142 раненых и больных. Одиночные легковые нарты использовались офицерами связи для доставки срочных донесений. Олени служили даже в авиации: они подвозили к самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные машины. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на нарты. С 1941 по 1944 год таким образом были вывезены 162 самолета.


Ksenija
в детстве моим любимым фильмом о войне был"Наследница Ники".о лошади. :love: :love: :love: :love: :love:
Amarana
В условиях бездорожья оленей широко использовали для связи. Однажды рекорд по доставке срочного пакета поставил сержант Николай Николаевич Ледков. У хорошего оленевода компас в голове, поэтому даже без дорог он безошибочно, как самолет, доставлял срочную почту в части.
Слово солдата (Сержант Николай Ледков):
"Как-то в конце декабря (1942 г.) вызвал меня в штаб полковник Тульчинский. Показывает на карте расположение штаба дивизии. Срочный пакет надо доставить туда, говорит. Сильные снегопады, все дороги перемело, машина не пройдёт. Я руку под козырек. Вышел из штаба и думаю: как доставить? По дороге километров шестьдесят будет, не успеть к сроку. Когда полковник показывал место расположения штаба, я заметил в этом направлении цепь озёр с небольшими перемычками. Если по озёрам - километров тридцать пять. Принимаю решение прямо ехать. Погода отвратительная, видимости нет, сверху снег валит. Правда, ветер не встречный, а справа в спину дует. Зато упряжка была хорошая! Когда по озерам ехал, казалось, будто лечу в темноте, полозья не по снегу, по воздуху скользят. А хочется еще быстрее! Гоню, гоню оленей!... Недалеко от штаба на дорогу выехал. И сразу - часовой. Пакет, говорю, генералу. Караульный офицер в штаб меня ведёт.... Генерал сесть предложил, конверт распечатал. На нем число, время вручения написал и мне протянул. Руку пожал, "спасибо" сказал. Обратно можно было не очень спешить: олени устали. Полковник Тульчинский посмотрел на конверт. Получилось, что я за полчаса пакет доставил. Удивился:
- Как сумел? Или на самолете летал? Ну, молодец!...".
Главным врагом оленных транспортов стали немецкие истребители и штурмовики, которые буквально охотились за рогатыми красавцами и их лихими наездниками. Наши оленеводы вспоминают о злорадных улыбках экспертов Люфтваффе, из пушек и пулеметов расстреливавших беззащитных оленей.

Мыши
Ну а самых мелкокалиберных диверсантов использовали для разрушения немецких танков. В Смоленском университете была разработана специальная программа по обучению мышей проживанию в танке (а уж пожирать электропроводку они отлично умели сами). В любом танке всегда есть технологические отверстия, а мышь способна просочиться в дырку вдвое меньшего диаметра, чем ее собственное тело. Результат применения противотанковых мышей РККА отлично иллюстрирует немецкий циркуляр, разосланный частям Панцерваффе осенью 1941 года: «Танковые дивизии на Восточном фронте, которые разместили свою технику в укрытиях в теплых местах на длительное время, по получении приказа на выдвижение обнаружили, что только 30% их техники оказалось боеспособной. Мыши проникли в танки через технические отверстия и погрызли электропроводку на двигателях». Самой успешной атакой мышей был сброс их на подразделения 22 германской танковой дивизии 18–19 ноября 1942 года под Сталинградом. Последовавший за этим выход из строя большого количества техники дивизии вынудил немцев срочно привлекать для защиты танков охранные подразделения котов.


Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.