Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Восстановление после родов: традиции прабабушек
Материнство > Беременность и роды > Послеродовый период
Легенда
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» - с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона - безграмотно.

user posted image
Кирилл Лемох "Новое знакомство", 1885 г.

НА САМОМ ДЕЛЕ

История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием "Женщина" подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц "...в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского "Крестьянская цивилизация в России": "…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа". Цитата из брошюры "Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири": "Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (...) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться".

Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества. Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы... Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА

На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой "профессии" - повитуха - происходит от глагола "повивать", то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении - пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать "дурную кровь". С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме.

В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы - в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, - тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье "Пуповая баба": "В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами". Частью таких действий становился так называемый "плач роженицы", когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и - быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее "Нечего ныть, все рожали - и ничего..." О последствиях такой "поддержки" нетрудно догадаться.

Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна - свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник "выходил на сцену" в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах - от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.

У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение - инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких "переходах" - вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери - возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: "Все получилось!" В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Согревание после родов - в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла - присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли - в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в "доме горячих камней" - так переводится с языка ацтеков название местной бани "темаскаль". С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.

Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются - благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками. Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане - в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну. Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик - каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы. "Послеродовое повивание", "пеленание", "закрытие родов", "укутывание" - у современной процедуры много названий, но суть одна - поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

Татьяна Гшвенд, перинатальный педагог
alisa_
Хм... а мне в РД говорили, что большинство акушерских осложнений, от слишком усиленного лежания... да мне и не хотелось...вставала через 2 часа, и ходила, и по лестнице в детский магазин (с санитаркой, я на платном отделении была, на 12 палат, 3 санитарки)
Причем в первый раз я лежала все таки , во второй - нет, в первый раз сокращалось все хуже, и живот ушел не сразу, во второй все много лучше.
Идея лежать неделю приводит меня в ужас, если честно.
(А то что еду приносят , это отлично, вот в Индии 40 дней после родов всю работу по дому вместо женщины выполняли ее родственницы, очень разумно)
Идея греть или охлаждать меня после родов мне тоже как-то не симпатична. :HET: А вот ходить кормящей в сауну - кайф, а то все мышцы жесткие и ноют когда кормлю , фигуре на пользу, но ощущения :fingal:
Но все это касается легких беременностей и не осложненных ЕР. (и вообще лично меня, но рекомендация от врачей особо не залеживаться была я так понимаю общей, и по моему опыту выходит они правы :???: )
Ревела в послеродовой период, даааа, отменно, но рисковых людей , чтоб сказать мне что я не права не нашлось :D
Единственное чего мне не хватило, при чем только в первый раз, чтоб меня все восхваляли , какая я молодец, и чтобы долго ! Не важно что все рожают, мне вот хотелось воспевания меня :)
Laredut
Согревание после родов

А вот у нас лед на живот кладут, это правильно?
alisa_
ЦИТАТА
Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

Мне это так странно :scratch:
Если я буду здоровая лежать неделю у меня случиться или депрессия или бронхит :???: Очень мне это не полезно, впринципе, независимо от родов.
Наверное есть разные типы организмов :scratch: (и очень вероятно что так, имхо)

Ответ на сообщение Laredut от 6 июл 2015, 00:22
Форумчанки гинекологи скажут я думаю
Мне вот лично кажется что и то и то не нужно вовсе.

ЦИТАТА
В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому.

А вот большущим вафельным полотенцем я талию перематывала пару дней. Просто хотелось , не знаю почему. Причем не эластичный бандаж, а именно так.
Эхомама
Что-то неприятное, почти сектантское ощущается в этом послеродовом пеленании роженицы :fingal: Недаром про это пишут только на сайтах всяких духовных акушерок и больше нигде :tomato:
Идущая по краю пропасти
Очень интересная статья!

Скажу по себе. Я с удовольствием много лежала пока в роддоме была. Вставала только по необходимости.
После выписки, с первым ребенком, было вообще идеально. Как раз чуть больше месяца у мужа был отпуск и он выполнял всю работу по дому за меня, а я только сыном занималась. Кайф.

Во второй раз мне повезло меньше. Никаких отпусков мужу не дали. Два дня после выписки он был с нами и все. На седьмой день после родов я осталась одна с двумя детьми и домашними заботами. Муж работал, после работы шел в новую квартиру ремонт доделывать, а потом доползал до дома и падал спать. А я еще по пол ночи дочку развлекала.
По этому первый месяц дался очень сложно. Депрессия послеродовая, усталось бешенная, ревела чуть ои не каждый день. А через месяц уже более менее в ритм вошла, депрессия прошла, тараканов в голове заморила. И стало легче.
alisa_
Ответ на сообщение Эхомама от 6 июл 2015, 00:32
ЦИТАТА ( Эхомама )
Что-то неприятное, почти сектантское ощущается в этом послеродовом пеленании роженицы Недаром про это пишут только на сайтах всяких духовных акушерок и больше нигде

Звучит зловеще :)
Но талию перемотать - правда, дело. Очень правильные ощущения. (Правда делала это явно без должного духовного трепета :) )
Насчет остального не знаю, в голову не пришло как-то :)
Эхомама
Но талию перемотать - правда, дело.
Ну, талию ладно, для той же цели и послеродовые бандажи выпускают. Но зачем обматывать голову и какие-то там еще части тела, как в статье написано, в семи местах, что ли? :???:
alisa_
Ответ на сообщение Эхомама от 6 июл 2015, 00:38
ЦИТАТА ( Эхомама )
Но зачем обматывать голову и какие-то там еще части тела, как в статье написано, в семи местах, что ли?

Может отвлекающие процедуры ?
А в перематывании ног может и практический смысл есть , носят же компрессионные чулки
Кисин Хвост
Интересно, но в духе Рожаны, именно, что сектантством отдаёт.
alisa_
Насчет всяких сектантов от акушерства... реально хорошо когда роды и послеродовой период проходят в понятной приятной атмосфере , а не в стрессе. Думаю, совершенно не важно каким способом это достигается, главное(!) чтоб безвредным и не в ущерб экстренной помощи при необходимости.
Идущая по краю пропасти
А мне больно было перематываться, оба раза.
И в роддоме запретили надевать даже бандаж. Я его только на выписку с дочкой надела, ради красоты. Дома быстрее сняла, неудобно и больно было. Потом пробовала надеть пару раз, но хватало меня на полчаса максимум :???:

Живот большой остался до сих пор. Подозреваю что диастаз прямых мышц. Но это врядли можно было бы исправить.
Кисин Хвост
Но зачем обматывать голову и какие-то там еще части тела, как в статье написано, в семи местах, что ли?

В обрядовых целях, т.е.чистой воды знахарство, народная магия.

Думаю, совершенно не важно каким способом это достигается, главное(!) чтоб безвредным и не в ущерб экстренной помощи при необходимости.

Если не волнует духовная подоплёка всяческих практик, то да,согласна.
Эхомама
А вот еще вариант. Тут, правда, в основном про младенца, а не про роженицу, но зато есть интересные моменты - особенно насчет похорон плаценты.

Как рожали на Руси

У наших далеких предков с самого начала жизни маленький человечек попадал в разумно организованный мир, который ждал его прихода. В этом мире все идет своим чередом, все имеет значение и соединяется в единую жизненную систему.

Встреча с миром
Новорожденный младенец еще связан с матерью пуповиной, а с ним уже совершается первое ритуальное действие – перевязывание пуповины. Обычно это делали с помощью нитки, а порой – и с помощью материнского волоса. Считалось, что тем самым повитуха «привязывает» ребенка к маме. Потом пуповину, переставшую пульсировать, обрезают. Причем, если родился мальчик, то пуповину обрезают на «мужском» предмете – топоре, а если девочка – то на женском, например, прялке. Это должно символизировать первое знакомство малыша с настоящим, взрослым инструментом, который ему впоследствии неоднократно придется держать в руках.

После этого повитуха брала новорожденного и разглаживала ему ручки, ножки, животик, «правила» головку. По всей вероятности, это был аналог популярной ныне бэби-йоги, которую практикуют во время домашних родов. Такой массаж должен быть обеспечить хорошее сложение и красоту малыша.

Если младенец родился слабеньким, повитуха укладывала его на широкую деревянную лопату и отправляла… в печь. Не пугайтесь, этот обряд не имел ничего общего со сбрасыванием болезненных младенцев со скалы, бытовавшим в древней Спарте. На лопате, с помощью которой обычно ставили в печь хлеб, новорожденного трижды помещали под печную заслонку, на самый слабый жар. Таким способом ребенка как бы перепекали, чтобы он стал более сильным, здоровым и красивым.

Дело в том, что материнская утроба представлялась нашим предкам неким подобием печи (из печи так же вынимают хлеб, как из утробы – дитя). Поэтому если малышу не удалось как следует «пропечься» в глубине материнского тела, тогда его еще можно «допечь» в настоящей печке.

Мыла бабушка не для хитрости
Потом младенца следовало обмыть. Это была не просто гигиеническая процедура, с ней тоже связано множество ритуальных действий. И первое омовение, и последующие, вплоть до крещения, должны были смыть с малыша всевозможные болезни и некую печать иного мира, из которого пришел новорожденный, а также уберечь от сглаза.

Обычно первое омовение матери и ребенка совершалось в бане. Новоиспеченной маме повитуха делала, выражаясь современным языком, послеродовой массаж – поправляла золотник (матку), ставила на место органы, сместившиеся во время беременности и родов (примерно тем же самым занимаются сейчас врачи-остеопаты).

Затем повитуха садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала особой водой. Эта вода готовилась заранее, в нее добавлялась соль «от всякой болезни и нечисти», вымачивалось яйцо, «чтобы ребенок был белым и чистым», серебряная монета, «чтобы он был богатым». При этом бабка приговаривала: "Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху."

После этого воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок.

Пеленами повиваю
Как вы думаете, почему повитуху назвали повитухой? По названию одного еще важного действия, которое совершается с новорожденным младенцем – свивание в пеленки. Повивальник (или свивальник) – это широкая тесьма, которой обертывали малыша поверх пеленок для того, чтобы ручки и ножки лежали ровно. Кстати сказать, того же корня слова «повойник», «повой» – так назывался головной убор, которым обвивали голову замужние женщины. А новорожденного младенца положено было повивать не в пеленки, а в отцовскую рубаху. Причем, не свежевыстиранную, а только что снятую с тела, хранящую родной запах. Считалось, что в этом случае отец будет сильнее любить свое чадо, а оно, в свою очередь, будет спокойнее спать.

Кроме того, подобные обрядовые действия имели еще одну причину: «привязать» малыша к дому, к семье, к роду, установить прямую связь с родителями. Между прочим, современные ученые подтверждают важность таких ритуалов. Ведь не случайно психологи настаивают на том, что младенец сразу после родов должен полежать у мамы на животе, услышать привычный стук ее сердца, сразу познакомиться с родителями и не разлучаться с ними в первые часы и дни своей жизни.

Вместо уютного уголка в родительской постели, где царят знакомые запахи и звуки, современных детей встречает яркий, слепящий свет и лязг медицинских инструментов, а потом новорожденных младенцев, испуганных и одиноких, отправляют в детское отделение якобы для того, чтобы дать маме «отдохнуть после родов». Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Возвращаясь к знакомству малыша с новым миром, стоит упомянуть еще такой факт. Запеленатого в отцовскую рубаху младенца повитуха поднимала к матице – балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центральным и самым важным местом в доме. Это тоже делалось с целью «привязать» кроху к дому, где ему отныне предстояло жить.

Детское место
Сейчас плаценту (иначе она называлась детским местом или последом) роженица чаще всего просто оставляет в роддоме, не задумываясь о ее судьбе. Между тем в народной традиции плаценте уделялось особое внимание. Ведь это та самая «лодочка», которая привезла малыша в наш мир. Ее следовало похоронить – зарыть в землю под избою. Причем, важно было, как именно закапывают.

Считалось, что если плаценту закопать пуповиной вниз, то больше детей не будет. По другой версии, распространенной в Енисейской губернии, плаценту нельзя было закапывать пуповиной вниз, потому что в этом случае ребенок, которому она принадлежит, скоро умрет: пуповина как бы притянет его к земле. В Ярославской губернии существовал «безопасный» вариант контрацепции: на сороковой день после родов откопать плаценту и повернуть ее пуповиной вниз (считалось, что в этом случае у семейной пары детей больше не будет).

А одни мои знакомые закопали плаценту своей дочери под березкой, в лесочке, который находится неподалеку от дома. И теперь, проходя мимо березки, они вспоминают о «волшебной лодочке» своей малышки.

Без рук, без ног, во все стороны клонится
Знаете, что это такое? Отгадка – колыбель. Вещь тоже совершенно особая, овеянная не одной сотней народных песен и примет. Колыбель могла иметь разную форму и делаться из разных материалов. В Центральной и Южной губерниях, а также в Сибири распространены были деревянные рамы, обтянутые холстом. По углам ввинчивались железные кольца, в которые продевались веревки для подвешивания. Более распространенный вариант – суживающийся книзу деревянный ящик, к его стенкам крепились ивовые дужки для подвешивания (лучки). Порой колыбель представляла собой корзину, сплетенную из дранки, лозы, лыка или соломы. Однако колыбель в любом случае подвешивали (потому-то у нее нет ни рук, ни ног, она находится между полом и потолком). Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась. Отсюда пошло выражение: «Детей на березе растить» – то есть брать их с собой в поле.

Колыбель крепилась на специальном шесте (зыбалке или очапе). Очап символизировал собой путь, по которому младенцы приходят в мир людей. В Новгородской губернии, если родители не желали больше иметь детей, с очапа не снимали кору и не обрубали сучки с красноречивой мотивировкой: "По гладкому, как по маслу, так и полезут дети."

К колыбели привязывали веревку, которая заканчивалась петлей у самого пола. В петлю мать продевала ногу и качала колыбель: "А темную ж ты ноченьку не усыпала, С колыбелюшки ножки не уймала."

Нельзя было качать пустую колыбель: это могло повлечь за собой бессонницу, головную боль, проникновение в зыбку нечисти и даже смерть младенца. В течение первого года жизни младенца клали в колыбель с обязательным благословением, чтобы «черт не подменил». С этой же целью в колыбель или под нее клали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину. На стенках колыбельки вырезали или рисовали смолой крест или прикрепляли иконку. Возможно, наши предки считали колыбель продолжением материнской утробы. Ведь существовала традиция в течение девяти месяцев туго пеленать ребенка, держать его в темноте и не показывать посторонним. Полог для колыбельки часто делался из материнского сарафана, который, как и прежде, закрывал малыша в его уютном мирке.

От первой бани до креста
Народная традиция отмечала в человеческой жизни сакрально важные точки: «от первой бани до креста (крещения), от креста до венца, от венца до скончания века». И не случайно в самые важные моменты человек возвращается к истокам. Так, на свадьбе принято было вспоминать о начале жизни удалого жениха или красавицы-невесты.

На девичнике подружки невесты пели: "Сорок недель матушка в утробе меня носила, Тридцать недель матушка в пелены пеленала, Полтора года кормилица к сердцу прижимала, Полтретья года матушка в зыбочке качала."

А жениху пели так: "Ты король, государь, королевич, Егор, сударь, свет Иванович, Поносила тебя родна матушка В утробушке девять месяцев. Породила тебя родна матушка В велику большую пятницу. Принимала тебя родна баушка Из колодичку ключевой водой, Обтирала тебя родна баушка Разукрашенной тафтой. Пеленала тебя баушка Во пеленочке во шелковенькой."

Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
http://medportal.ru/enc/parentschildren/novorojdennye/21/
Летчик
Необходимость лежать зависит от физического и эмоционального состояния матери, ее готовности к родам. Если мать физически в хорошей форме (я бы даже сказала спортивной форме :) ) и эмоционально готова полностью сама обслуживать себя и ребенка, хочет поддерживать прежний жизненный тонус, то вряд ли возникнет желание и необходимость лежать. А вот в случае физического недомогания или неготовности, психологического настроя на обязательную помощь и оранжереный режим после родов необходимость лежать и восстанавливаться возникнет наверняка. Это из личного опыта очень разных трех родов.

Я бы даже сказала, что чем инфантильнее мать, тем нужнее ей лежать ;)
Эхомама
Еще интересно пишут насчет повитух:

На Руси это профессия считалась очень почетной. Кто угодно не мог стать повивальной бабкой, одного желания было мало. Прежде всего, женщина должна была быть пожилой (чаще вдовой), у нее должны были отсутствовать месячные. Поведение ее должно было быть безупречным – никаких измен мужу, никакой помощи в «отмывании чад» (аборты), иначе она могла лишиться своей практики.

Не брали в повитухи женщин, которые сами не имели детей или дети которых болели. Если у повитухи умирали свои, или «повитые» детки, то считалось, что у нее «тяжелая рука» и от ее услуг отказывались. Считалось, что со сварливой, непокладистой и чернявой повитухой роды пройдут тяжелее.

Приходили повитухи всегда добровольно, не задумываясь о том, получат ли они оплату, и какую. После родов, роженица обязательно одаривала повивальную бабку символами плодородия и очищения. Это могли быть полотенца, мыло, хлеб, курица и другие, подобные предметы. Более существенное дарение (денежное) преподносилось уже к крестинам малыша.

Отсюда: http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7289
alisa_
Лодочка :) ну-ну.. у меня были другие ассоциации.
Как-то жалко сейчас закапывать то из чего можно всякое полезно сделать :???:
Эхомама
Не знаю, существовало ли послеродовое пеленание в старину, судить об этом сложно, я не этнограф и не историк. Но то, что сейчас это сродни поеданию плаценты на ужин - это точно.

[attachmentid=9077505]
Эхомама
Что пишут об этой процедуре современные пеленальщицы:


Действительно ли пеленание необходимо? Если да, то кому в первую очередь?

Нет, пеленание не является необходимостью. Делается оно только тем, кто в период послеродового восстановления испытывает какие-либо трудности. Поскольку пеленание – целостная процедура, затрагивающая множество аспектов жизни женщины после родов, оно, соответственно, может помогать в различных ситуациях. Например, при плохом самочувствии в целом – как телесном, так и эмоциональном: когда родившая женщина ощущает себя не в своей тарелке, чувствует тревогу, бессилие, уныние, по приезду из роддома долго не может войти в колею, сильно устает, не справляется с нагрузкой.

Но и эйфория – плохой симптом. Женщины, находящиеся в эйфории, только вернувшись из роддома, зовут друзей и родных, обслуживают гостей, убирают, готовят, гуляют с ребенком… Но через две–три недели они валятся с ног от усталости и потом очень долго и тяжело восстанавливаются. Это очень распространенное поведение, спровоцированное гормональным фоном и социальными стереотипами. Молодой маме кажется, что она может и должна (всем!) делать то же, что и раньше, плюс ухаживать за малышом, не спать по ночам, но своего реального состояния совершенно не чувствует – рассчитать силы не получается…

Яркий пример из практики – Катя. Она пеленалась на третьей неделе после родов, и все это время, начиная со вторых суток после возвращения домой, принимала гостей, позже ездила в гости сама – далеко, в общественном транспорте. Днем она была очень активной, а по ночам не спала, рыдала, испытывая массу страхов и мучаясь от пугающего ощущения пустоты в животе и от того, что она совершенно не понимает, не чувствует ребенка и не знает, что с ним делать. Но никто из близких этого не знал, потому что днем она всегда была в хорошем расположении духа. Кате хотелось вернуться в первый день после родов, чтобы начать все с начала.

Подобное происходит со многими женщинами. Это может выглядеть не так ярко, но те или иные проявления депрессии и «побега от себя» встречаются очень часто. Молодые мамы порой не осознают своего состояния или же боятся признаться в нем себе и другим. В результате оно может перейти в хроническую форму.

Помогает пеленание и тем женщинам, у которых были трудные роды или кесарево сечение. Трудные роды – это огромный стресс, и женщина нуждается в восстановлении сил. Кесарево сечение организм запоминает как подавление важнейшей программы: в течение девяти месяцев тело меняется, развивается в определенном направлении и ждет кульминации, а ее не происходит. И пеленание хотя бы немного, но компенсирует, завершает этот процесс.

Практика показывает, что пеленание, решая основную задачу по скорейшему восстановление, помогает и при конкретных проблемах: очень большой живот, опущение органов, смещение таза, плохо сокращающаяся матка, запоры, геморрой, трудности с мочеиспусканием, увеличившаяся стопа. А также болевые ощущения в промежности, мышцах, суставах таза, пояснице, между лопатками. Показанием к пеленанию являются и такие симптомы, как бессонница, слабость, вялость, апатия, отечность, слишком сильный аппетит или его отсутствие.

Однажды я пеленала Аню. С момента родов прошло четыре месяца. И все это время она страдала от сильного шума в ухе – такого, что чтобы уснуть, ей приходилось долго устраиваться, прижимая к уху руку или подушку. Когда дошли до перетягивания таза, шум сразу же значительно уменьшился, а спустя день и вовсе утих.

Еще очень приятно, когда удается поправить таз, потому что во время беременности увеличивается нагрузка на суставы, мышцы работают по-другому, меняется центр тяжести, в результате чего таз часто смещается. Недавно я пеленала свою подругу, у которой две недели были очень сильные боли во всем теле, она перестала ощущать одну руку, совсем не могла спать. После пеленания она измерила объем бедер, и выяснилось, что он уменьшился на одиннадцать сантиметров: таз изменил форму, «закрылся». Кстати сказать, пеленание ни в коем случае не подразумевает косметическое уменьшение объемов бедер или талии, а тем более – похудение! Это может быть только приятным «побочным эффектом», но не целью.

Что может ожидать женщина после процедуры пеленания?

Конечно же, исчезновения тех жалоб, которые есть на момент пеленания. Например, прекрасно решается вопрос застоя выделений (если матка плохо сокращается).

В результате процедуры центр тяжести возвращается в «добеременное» состояние. Выпрямляется спина, подтягиваются мышцы живота и уменьшается диастаз (расхождение) прямых мышц живота.

Важно, что пеленание служит профилактикой проблем, которые могут появиться в дальнейшем из-за возможного опущения и смещения органов. Кстати, очень важно понимать, что живот должен иметь подтянутую форму за счет правильно располагающихся и хорошо функционирующих органов, когда не нарушен их естественный ритм и кровоснабжение, а не за счет накачанных мышц пресса, поскольку активные упражнения как раз могут служить причиной смещения органов.

Пеленание – это новая технология или традиция?

И то, и другое. Часть пеленания, относящаяся к перетягиванию тела, – это мексиканская народная процедура. Остальное – многолетние наработки.

Дело в том, что перетягивание и мягкий разогрев – это недифференцированная техника, то есть техника, которую можно применять в любой ситуации и к любому человеку. По опыту можно сказать, что она облегчает боль в мышцах и суставах, снимает физическое и эмоциональное напряжение, дает роженице ощущение отдыха и заботы.

Как проходит процедура пеленания?

Сидя по обе стороны от женщины, мы стягиваем ее тело поочередно в восьми местах. Многим представляется что-то вроде неподвижной мумии, но на самом деле, это не так. Просто женщина лежит под теплым одеялом, а мы перетягиваем шарфом-слингом сначала ее голову, потом плечи, ребра, таз... Силу стягивания регулирует сама женщина, исходя из своих ощущений. Обычно это очень приятная процедура, поскольку происходит «закрывание» тела после родов.

Перетягивание – завершающий этап, после которого женщина лежит, ест и отдыхает.

Если детки требуют много внимания, то пеленание может растянуться и на восемь часов, потому что мы никуда не торопимся и делаем все в удобном для семьи ритме. Но необходимые этапы процедуры все равно обычно занимают не меньше шести часов. Стоить учесть, что после процедуры как минимум четыре часа нельзя вставать.

Как обойтись без пеленания, если оно недоступно?
Некоторые женщины легко смогут легко обойтись без процедуры пеленания – все придет в норму само собой. Главное – хорошо кушать, стараться отдыхать, не поднимать тяжести и не качать пресс. Другим же придется сложнее: им не обойтись без гимнастики. Первые три месяца будет достаточно простых упражнений в домашних условиях. После лучше всего отдать предпочтение пилатесу, боди-флексу, танцу живота, плаванию (избегать силовых упражнений на тренажерах!). Желательно, чтобы инструктор разбирался в особенностях послеродового периода. Полезен также массаж (курсами), а в идеале – консультация грамотного остеопата.

Прекрасно помогает восстановиться после родов посещение бани.

Важно помнить о том, что в послеродовом периоде тело как никогда уязвимо. Проблемы, появившиеся в этот период, могут остаться надолго. Поэтому нужно стараться побольше отдыхать, заботиться о себе и просить близких о поддержке и помощи.

Отсюда: http://pelenka-by.livejournal.com/12150.html
NathZh
Необходимость лежать зависит от физического и эмоционального состояния матери, ее готовности к родам. Если мать физически в хорошей форме (я бы даже сказала спортивной форме :) ) и эмоционально готова полностью сама обслуживать себя и ребенка, хочет поддерживать прежний жизненный тонус, то вряд ли возникнет желание и необходимость лежать. А вот в случае физического недомогания или неготовности, психологического настроя на обязательную помощь и оранжереный режим после родов необходимость лежать и восстанавливаться возникнет наверняка. Это из личного опыта очень разных трех родов.

Я бы даже сказала, что чем инфантильнее мать, тем нужнее ей лежать ;)

думаю, на основании трех родов не совсем правильно делать выводы об инфантильности других женщин.
Здоровая спортивная подруга, вполне готовая к родам и родившая как по учебнику, не могла неделю встать с кровати- теряла сознание.
У меня первые роды были очень легкими для меня, в палату на другой этаж после родов ногами пошла, но такими нитками зашили промежность, что потом было больно не то, что встать, с бока на бок перевернуться. Вставала, конечно, насколько это требовалось в роддоме, но пока не сняли швы, желания такого не было совсем)).
Летчик
NathZh, согласна, сформулировала слишком общо ;) хотя это просто личное мнение без претензий на глобальные выводы.
--
А на счет обмороков тоже был опыт, мне нужно было есть часто и не делать клизм, понять это и обеспечить удалось только к третьему разу. Так что это бывает неопытность и непонимание своих потребностей (для меня равно инфантилизму), и не обязательно недомогание или болезнь.
NathZh
Ответ на сообщение Летчик от 6 июл 2015, 01:20
у подруги не известно, что случилось - у нее даже голова ни разу в жизни не болела, давление только на приеме в ЖК меряла, потому что положено, обмороков ни до, ни после родов не было, кровопотеря нормальная.

А вот у меня обмороки бывали, и мигрени с детства, а вот после первых родов на утро встать не смогла, через пол часа прошло.
Cler
А мне больно было перематываться, оба раза.
И в роддоме запретили надевать даже бандаж. Я его только на выписку с дочкой надела, ради красоты. Дома быстрее сняла, неудобно и больно было. Потом пробовала надеть пару раз, но хватало меня на полчаса максимум

Живот большой остался до сих пор. Подозреваю что диастаз прямых мышц. Но это врядли можно было бы исправить
Я надела тугой бандаж на утро после родов дочки. Затянула посильнее и постепенно утягивала. Из роддома через 10 дней (мы долго там лежали), вышла без живота. С сыном уже по опыту первых родов бандажом перетягивала живот. Да, было и неудобно и больно. Я снимала только когда в душ ходила. Живот ушел не так быстро, как первый раз. Но мне было принципиально, чтоб у меня живота не было. Я терпела.
Эхомама
Но вот первая часть статьи (в первом посте) мне понравилась. Она выглядит достоверной (много ссылок на источники), и в нее легко верится.
В отличие от послеродового пеленания - тут я не могу поверить, что это была на Руси общепринятая практика. Разве где-то в отдаленных уголках, да и то в виде лечения в случае каких-то отклонений. Подобно тому, как больного горячкой продевали сквозь потный хомут (читаем об этом у Некрасова), такое могло существовать. Но и тут хотелось бы более достоверных источников. А то вон в статье, которую я приводила выше, сказано, что пеленание роженицы - это мексиканская практика.
баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко
В это легко могу поверить, это напоминает обычай вывешивать на дворе окровавленные простыни после первой брачной ночи.
Kristi_Kiss
Рожала пока один раз, не знаю будет ли второй. Первые месяца 4 после родов я жила как в тумане. Самая главная причина что было много разрывов и разрез, т.е. 2 месяца мне нельзя было сидеть, не то что "снопы вязать". Были роженицы которые по роддому бегали, я же еле ползала в полусогнутом состоянии. Плюс ко всему дочка с коликами, недоеданием(потому что я не успевала поесть, а были на ГВ).Муж на работе. В общем малышка плакала и я вместе с ней. И пусть мне только кто то скажет что я изнеженная, что в таких условиях я еще и домашние дела делала. Благо один ребенок, я не представляю как мамы так же с двумя справляются...
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.