Ответ на сообщение Fionka от 10 апр 2014, 11:10Уважаемая Fionka!
"Старший сын в этом возрасте говорил без остановки" Не стоит сравнивать старших и младших детей в семье. Хотя это дети одних родителей, но каждый ребенок является отдельной личностью, у каждого ребенка свои темпы развития, свой уровень здоровья.
Нормально развивающиеся ЗДОРОВЫЕ дети могут значительно различаться по темпу усвоения речевых навыков. Большинство "поздно заговоривших» детей продолжают развиваться совершенно нормально. Граница между крайним вариантом нормы и патологией речевого развития достаточно нечеткая. У ряда малышей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. И только специалист может определить является ли задержка темповой или имеется какое-либо нарушение речевого развития и причины нарушения. Если у Вас есть сомнения в правильном развитии речи у Вашего ребенка, то ребенка необходимо показать логопеду и неврологу. До обращения к неврологу понаблюдайте за ребенком и обратите внимание на его поведение. Играет ли он, так же как и сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми людьми и другими детьми? Хорошо ли понимает ребенок обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? Хорошо ли слышит ребенок?
К врачу необходимо обратиться, если ребенок в 2 года не говорит или использует только лепетные слова, не использует словосочетаний, не выполняет простых инструкций, не показывает по просьбе части тела, часто называемые предметы.
«Как можно помочь ребенку научиться говорить и запоминать слова?»
1. Наберитесь терпения. Ребенок может не сразу запоминать и повторять слова. Ничего страшного в этом нет. Наберитесь терпения, занимайтесь с ребенком и постепенно со временем он запомнит и начнет употреблять новые слова.
2. Для того, чтобы помочь ребенку запомнить слова с ребенком обязательно необходимо заниматься, играть, разговаривать. Когда говорите ребенку что-то важное и хотите, чтобы ребенок понял Вас, то необходимо сделать так, чтобы Ваши глаза находились напротив его глаз. Т. е. необходимо или Вам сесть на корточки, или сесть на стул и посадить ребенка себе на колени. Когда разговариваете с ребенком, то старайтесь говорить не быстро и четко выговаривать слова.
3. Постоянно разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия: «Сейчас мы с тобой оденем колготки. Колготки синие. Одеваем на правую ножку, затем одеваем на левую ножку. А сейчас наденем шапочку. Шапочка белая. Теплая». «Вот сейчас мы с тобой почистим морковку и лучок, порежем и сделаем зажарку для супа. Морковка вкусная, сочная, оранжевая. Лучок круглый, желтый»
4. Игры должны быть разнообразные и соответствующие возрасту ребенка. Как играть с ребенком данного возраста вы можете узнать в комнате здорового ребенка в детской поликлинике.
5. Но не обязательно сидеть с ребенком целый день и занимать его играми. Привлекайте ребенка к совместной деятельности. Если Вы моете пол – дайте ему маленькую тряпочку и предложите поучаствовать в этом процессе. Если Вы стираете – предложите и ему выстирать носовой платочек в маленьком тазике. Если Вы гладите белье – предложите и ему погладить игрушечным утюжком. Если Вы готовите еду – займите его на кухне. Следите за тем, чтобы чередовались занятия с Вами и самостоятельные игры ребенка, сидячие игры и подвижные.
6. Конечно, с ребенком необходимо читать книжки, рассматривать картинки. задавать вопросы по картинкам. Книжки должны соответствовать возрасту ребенка. Во время совместной деятельности или на прогулке можно декламировать ребенку небольшие ритмичные стихи (типа «Наша Таня громко плачет….), четко выговаривая слова.
7. Необходимо развивать мелкую моторику рук. С этой целью можно предложить ребенку собирать мозаику, конструкторы, предназначенные для детей с 2 лет, застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки. Можно положить перед ребенком смешанную кучку из белой и красной фасоли или из фасоли и горошка и предложить отсортировать белые и красные фасолины или фасолины горошек, положить их в разные емкости. Во время занятий ребенка с мелкими предметами необходимо помнить о безопасности и находиться рядом с ребенком неотлучно.
8. С ребенком обязательно необходимо рисовать. Однако особенности развития нервной и мышечной систем у ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет таковы, что ребенок еще не может делать мелких и точных движений руками, поэтому в этом возрасте ребенок может рисовать только каракули. И только после 3-4 лет по мере созревания нервных и мышечных структур ребенок приобретает возможность рисовать картинки: людей и животных, цветы и деревья, дома и города, а в 5-6 лет – и писать. В возрасте до 3 лет лучше всего заниматься пальчиковым рисованием, но взрослому человеку, обязательно, необходимо сидеть рядом, давать задание и направлять деятельность ребенка.
9. Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что в деятельности ребенка необходимо чередовать сидячие и подвижные игры, занятия с Вами и самостоятельные занятия. Например, вместе с Вами ребенок какое-то время занимается игрой с мелкой моторикой – раскладывает разноцветную фасоль в разные кучки. Затем можно предложить ребенку подвижную игру – поиграть в мяч вместе с Вами. Затем нужно предоставить ребенку возможность поиграть самостоятельно. Во время самостоятельных занятий не следует выпускать ребенка из поля зрения.
Обратите внимание на то, что в этом возрасте ребенок не может еще длительно концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Ребенок может заниматься одним делом не больше 4-7 минут, а затем он устает и необходимо переключить его внимание на другой вид деятельности. Если Вы заметили, что ребенок стал крутиться на стуле, делать резкие движения, разбрасывать игрушки, ломать построенную башню, значит, он уже устал заниматься этим делом и необходимо переключить его на другую игру.