Ответ на сообщение faraway от 25 фев 2014, 00:21 Уважаемая faraway!
Очень хорошо, что Вы задумываетесь над вопросами закаливания ребенка. Здоровье ребенка можно и нужно укреплять с первых дней их жизни с помощью закаливания , которое впоследствии станет прочным и исключительно полезным навыком. Но почему Вы воспринимаете закаливание, как «издевательство над ребенком»? Может быть, на Вас произвели большое впечатление такие экстремальные виды закаливания, как хождение по снегу босиком, моржевание, обливание ледяной водой? »? Но хождение по снегу босиком, моржевание, обливание ледяной водой – это виды закаливания не для широкого применения. Только отдельные родители, сами занимающиеся таким закаливанием и уверенные в пользе и знающие как правильно проводить такие процедуры и могущие воспитать у ребенка желание заниматься таким видом закаливания, могут применять такие методы для закаливания ребенка.
Может быть, Вы сами испытываете неприятные ощущения от прохладной воды и прохладного воздуха? Но дети по-другому чувствуют и воспринимают мир, чем взрослые, и нередко можно видеть, что ребенок получает огромное удовольствие от того, что он находится голышом и возмущается и сопротивляется, когда на него надевают одежду. Многие дети испытывают удовольствие от прохладной водички. Присматривайтесь, прислушивайтесь к своему ребенку, научитесь по мимике, по интонациям голоса, по поведению понимать его желания, его состояние.
Необходимо внимательно следить за эмоциональной реакцией ребенка и делать акцент именно на тех вариантах действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему ходить босиком – используйте именно этот метод закаливания. Нравится ходить голышом или он в восторге от обливания прохладной водичкой – пойдите ребенку навстречу и сделайте акцент на этих методах закаливания.
Закаливающие процедуры должны вызывать радостные эмоции и доставлять ребенку удовольствие. Не превращайте процедуры по закаливанию в скучную и нудную обязаловку. Придумайте игру, в которую будет интересно и весело играть ребенку. Например, перепады температур в разных помещениях можно использовать для закаливания ребенка 3-7 лет и устроить веселую беготню из теплого помещения в холодное и обратно. Ножные контрастные ванны можно организовать в виде веселого прыгания из тазика с теплой водой в тазик с прохладной водой и обратно. А уж от шлепания по лужам после теплого дождя никакой ребенок не откажется.
Очень важно, чтобы Вы сами не воспринимали закаливающие процедуры как«издевательство над ребенком». Иначе Ваше беспокойство, Ваша тревога и неуверенность передастся малышу и он будет противиться проведению процедур.
Сущность закаливания заключается в развитии способности организма приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, прежде всего – к ее температурным изменениям. Охлаждение кожи ведет к рефлекторному сужению кровеносных сосудов – организм уменьшает теплоотдачу, экономя тепло. Так же реагируют и сосуды носа: при прикладывании кубика льда к коже температура в полости носа снижается на 2° у незакаленного ребенка и всего на 0,3–0,5° – у закаленного. При этом функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая, чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается, вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы дыхательных путей.
Тренировать сосуды можно закаливающими процедурами. При постепенном увеличении охлаждения реакция сосудов становится все более умеренной, количество защитных белков в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться – такое действие закаливающих процедур доказано многими исследованиями.
Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность и систематичность проведения процедур. Закаливание не даст эффекта, если ребенка содержат в тепличных условиях. Очень важно создать стимулирующую температурную среду: нормальную температуру в квартире (20-22 градуса днем и на 2-4 градуса ниже ночью), отсутствие перекутывания ребенка, достаточную двигательную активность ребенка.
Закаливание ребенка может происходить:
1. С помощью воздуха: прогулки, воздушные ванны в комнате и вне помещения, сон на свежем воздухе.
2. С помощью воды: купание и плавание в домашней ванне, плавание в бассейне, контрастные обливания.
3. Закаливание светом: световоздушные, солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение.
Ребенка надо начинать закаливать с первых недель жизни. Для этого использовать воздушные ванны 3-5 раз в день во время пеленания, проведения массажа и гимнастики, перед купанием. Достаточно, чтобы малыш побыл раздетым несколько минут при температуре 20-22 градуса и к 6 месяцам можно довести продолжительность воздушных ванн до 7-8 минут, а к 1 году до 10-15 минут.
Закаливать можно и при купании: после ванны надо облить ребенка водой на 2-4 градуса ниже, чем вода в ванне, начиная с температуры 32-34 градуса и снижая ее каждые 3-5 дней на 1-2 градуса. Таким образом снизить температуру воды для обливаний до 20 градусов, а меньше для грудного ребенка и не требуется. После обливания ребенка следует растереть полотенцем. Во втором полугодии, когда ребенок будет самостоятельно сидеть, можно налить воды в ванну ровно столько, чтобы ребенок сидел в воде и играл с игрушками. Вода будет постепенно охлаждаться и не подливать теплой воды до конца купания – такие купания также будут оказывать закаливающий эффект.
Плавание грудных детей в бассейне закаляет не только само по себе, но и в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.
Одежда ребенка должна соответствовать температуре воздуха. Дома при температуре 20-22 градуса достаточно одного слоя одежды. Рекомендуется на прогулке следовать системе «1,2,3», т. е. летом 1 слой одежды, весной и осенью 2 слоя, зимой 3 слоя одежды. Одежда, прилегающая к телу, должна быть из хлопчатобумажной ткани.
Прогулки на свежем воздухе также являются одним из видов закаливания. Продолжительность прогулок от 2 до 4 часов ежедневно. Летом при хорошей погоде можно ставить коляску в ажурной тени деревьев, опускать верх коляски и открывать ручки и ножки, тельце ребенка. Это и будут свето-воздушные ванны.
Когда ребенок начнет сам ходить, то регулярно можно разрешать ему ходить босиком по ковровому покрытию, по полу, летом по земле, траве, песку, по воде вдоль берега реки, озера или моря. Можно приобрести специальный массажный коврик для стоп и в виде игры предлагать ребенку ходить по этому коврику.
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует соблюдать три главных принципа:
1. Систематичность.
2. Постепенность – плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействия.
3. Учет индивидуальных особенностей – возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.
«2. Как определить, что ребенок замерзает? Ручки, ножки, нос при этом холодные становятся?» Во время проведения процедур закаливания кожа ребенка должна быть розовой, теплой, ребенок должен быть спокойным, довольным. Признаками переохлаждения являются бледность и «мраморность» кожи, кожа становится «гусиной», синюшность губ и ногтей, дрожь, недовольство ребенка, сопротивление проведению процедур.
«3. Нужны ли перепады температур дома?» Для детей первых трех лет жизни перепады температур в разных помещениях дома не нужны. Для детей первых трех лет жизни температура должна быть одинаковой во всех комнатах, где находится ребенок.
« Какая температура оптимальна?»Для ребенка первого года жизни оптимальна температура в помещении 20-22 градуса днем и на 2-4 градуса ниже ночью.
«5. Вреден ли слинг (на кольцах)?Можно ли в нем носить ребенка 4 мес вертикально, при этом у ребенка ноги лягушкой, широко разведены и согнуты?» Уважаемая faraway! Маленький ребенок – это не маленькая копия взрослого человека. Ребенок – это совершенно другой организм по сравнению с организмом взрослого человека. И для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, необходимо знать и учитывать особенности его организма во все возрастные периоды. Нервно-мышечно-связочный аппарат позвоночника ребенка до 6 месяцев еще не созрел для той нагрузки, которую он испытывает при вертикальном положении и насильственное, а тем более, длительное насильственное вертикальное положение ребенка создает нагрузку на слабый, хрупкий, еще не окрепший позвоночник и может отрицательно сказаться на формировании позвоночника и привести к нарушению развития и искривлению позвоночника.
Я категорически против насильственного длительного вертикального положения ребенка до того момента, когда он самостоятельно будет держать спинку вертикально, т. е. будет сидеть самостоятельно. Что бы ни писали производители слингов и рюкзачков, вертикальное положение позвоночника для ребенка первого полугодия жизни является противоестественным, а значит плохо отражается на здоровье ребенка. Все в свое время.
Положение ног как у лягушки не вредно для здоровья ребенка.
«6. Вредно ли высаживание над тазиком для спины?» Нет, не вредно, так как это кратковременное положение ребенка, тем более, что в этом случае совсем не обязательно держать ребенка строго вертикально. Можно придать его тельцу наклонное положение под углом 45 градусов, расположив его спинку на своих предплечьях. (Предплечье –это часть руки между локтевым и лучезапястным суставом)
«7. Нужно ли каждый раз подмывать водой после мочеиспускания или можно промокнуть пеленкой?» Обязательно подмывать ребенка необходимо после дефекации. После мочеиспускания каждый раз подмывать ребенка не обязательно. Можно и промокнуть пеленкой или воспользоваться специальной детской влажной салфеткой. Но 3-4 раза в день необходимо подмыть ребенка и после мочеиспускания.