Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Температура воздуха,закаливание,слинг, высаживание
Материнство > Консультативный центр > Архив консультаций > Консультация педиатра
faraway
Здравствуйте!
Проконсультируйте, пожалуйста, по нескольким вопросам, т.к. ребенок первый, знания только из книжек и интернета... Ребенку сейчас 4,5 месяца. Вес 7 кг, рост 66 см, девочка. С рождения хотела закалять, т.е. поменьше одежды, в комнате 20 градусов, не бояться сквозняков, купать с последующим обливанием водой на пару градусов меньше.
Вопросы...
1. Насколько это издевательство над ребенком?
2. Как определить, что ребенок замерзает? Ручки, ножки, нос при этом холодные становятся?
3. Нужны ли перепады температур дома? например, в комнате тепло, а мы через время пошли в другую комнату или коридор, где прохладнее намного (5 градусов разница)? Какая температура оптимальна?
4. Нужны ли воздушные ванны и как часто? является ли это медицинским термином (возд.ванны)?
5. Вреден ли слинг (на кольцах)?Можно ли в нем носить ребенка 4 мес вертикально, при этом у ребенка ноги лягушкой, широко разведены и согнуты?
6. Вредно ли высаживание над тазиком для спины?
7. Нужно ли каждый раз подмывать водой после мочеиспускания или можно промокнуть пеленкой?

Еще нужно добавить, у ребенка стридор, начался месяца в 1,5-2 и есть до сих пор. Сейчас заметно не такой шумный как был сначала,уже не громкое "хрюкание", а как сопение негромкое.
Нужно ли ее "поберечь" изза стридора, т.е. никаких закаливающих элементов,чтобы вдруг не заболела?

Спасибо заранее за уделенное время!
Соболева О.С.
Ответ на сообщение faraway от 25 фев 2014, 00:21
Уважаемая faraway!
Очень хорошо, что Вы задумываетесь над вопросами закаливания ребенка. Здоровье ребенка можно и нужно укреплять с первых дней их жизни с помощью закаливания , которое впоследствии станет прочным и исключительно полезным навыком. Но почему Вы воспринимаете закаливание, как «издевательство над ребенком»? Может быть, на Вас произвели большое впечатление такие экстремальные виды закаливания, как хождение по снегу босиком, моржевание, обливание ледяной водой? »? Но хождение по снегу босиком, моржевание, обливание ледяной водой – это виды закаливания не для широкого применения. Только отдельные родители, сами занимающиеся таким закаливанием и уверенные в пользе и знающие как правильно проводить такие процедуры и могущие воспитать у ребенка желание заниматься таким видом закаливания, могут применять такие методы для закаливания ребенка.
Может быть, Вы сами испытываете неприятные ощущения от прохладной воды и прохладного воздуха? Но дети по-другому чувствуют и воспринимают мир, чем взрослые, и нередко можно видеть, что ребенок получает огромное удовольствие от того, что он находится голышом и возмущается и сопротивляется, когда на него надевают одежду. Многие дети испытывают удовольствие от прохладной водички. Присматривайтесь, прислушивайтесь к своему ребенку, научитесь по мимике, по интонациям голоса, по поведению понимать его желания, его состояние.

Необходимо внимательно следить за эмоциональной реакцией ребенка и делать акцент именно на тех вариантах действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему ходить босиком – используйте именно этот метод закаливания. Нравится ходить голышом или он в восторге от обливания прохладной водичкой – пойдите ребенку навстречу и сделайте акцент на этих методах закаливания.
Закаливающие процедуры должны вызывать радостные эмоции и доставлять ребенку удовольствие. Не превращайте процедуры по закаливанию в скучную и нудную обязаловку. Придумайте игру, в которую будет интересно и весело играть ребенку. Например, перепады температур в разных помещениях можно использовать для закаливания ребенка 3-7 лет и устроить веселую беготню из теплого помещения в холодное и обратно. Ножные контрастные ванны можно организовать в виде веселого прыгания из тазика с теплой водой в тазик с прохладной водой и обратно. А уж от шлепания по лужам после теплого дождя никакой ребенок не откажется.
Очень важно, чтобы Вы сами не воспринимали закаливающие процедуры как«издевательство над ребенком». Иначе Ваше беспокойство, Ваша тревога и неуверенность передастся малышу и он будет противиться проведению процедур.

Сущность закаливания заключается в развитии способности организма приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, прежде всего – к ее температурным изменениям. Охлаждение кожи ведет к рефлекторному сужению кровеносных сосудов – организм уменьшает теплоотдачу, экономя тепло. Так же реагируют и сосуды носа: при прикладывании кубика льда к коже температура в полости носа снижается на 2° у незакаленного ребенка и всего на 0,3–0,5° – у закаленного. При этом функция клеток слизистой нарушается. Снижается выделение ими антител, защитных субстанций, способных убивать вирусы, которые очень часто присутствуют на слизистой носа, как бы поджидая удобного случая, чтобы проникнуть внутрь организма. Вдыхаемый воздух хуже нагревается, вирус быстрее размножается и попадает в более глубокие отделы дыхательных путей.
Тренировать сосуды можно закаливающими процедурами. При постепенном увеличении охлаждения реакция сосудов становится все более умеренной, количество защитных белков в слизистой оболочке носа не будет резко уменьшаться – такое действие закаливающих процедур доказано многими исследованиями.
Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность и систематичность проведения процедур. Закаливание не даст эффекта, если ребенка содержат в тепличных условиях. Очень важно создать стимулирующую температурную среду: нормальную температуру в квартире (20-22 градуса днем и на 2-4 градуса ниже ночью), отсутствие перекутывания ребенка, достаточную двигательную активность ребенка.

Закаливание ребенка может происходить:
1. С помощью воздуха: прогулки, воздушные ванны в комнате и вне помещения, сон на свежем воздухе.
2. С помощью воды: купание и плавание в домашней ванне, плавание в бассейне, контрастные обливания.
3. Закаливание светом: световоздушные, солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение.

Ребенка надо начинать закаливать с первых недель жизни. Для этого использовать воздушные ванны 3-5 раз в день во время пеленания, проведения массажа и гимнастики, перед купанием. Достаточно, чтобы малыш побыл раздетым несколько минут при температуре 20-22 градуса и к 6 месяцам можно довести продолжительность воздушных ванн до 7-8 минут, а к 1 году до 10-15 минут.

Закаливать можно и при купании: после ванны надо облить ребенка водой на 2-4 градуса ниже, чем вода в ванне, начиная с температуры 32-34 градуса и снижая ее каждые 3-5 дней на 1-2 градуса. Таким образом снизить температуру воды для обливаний до 20 градусов, а меньше для грудного ребенка и не требуется. После обливания ребенка следует растереть полотенцем. Во втором полугодии, когда ребенок будет самостоятельно сидеть, можно налить воды в ванну ровно столько, чтобы ребенок сидел в воде и играл с игрушками. Вода будет постепенно охлаждаться и не подливать теплой воды до конца купания – такие купания также будут оказывать закаливающий эффект.

Плавание грудных детей в бассейне закаляет не только само по себе, но и в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.

Одежда ребенка должна соответствовать температуре воздуха. Дома при температуре 20-22 градуса достаточно одного слоя одежды. Рекомендуется на прогулке следовать системе «1,2,3», т. е. летом 1 слой одежды, весной и осенью 2 слоя, зимой 3 слоя одежды. Одежда, прилегающая к телу, должна быть из хлопчатобумажной ткани.

Прогулки на свежем воздухе также являются одним из видов закаливания. Продолжительность прогулок от 2 до 4 часов ежедневно. Летом при хорошей погоде можно ставить коляску в ажурной тени деревьев, опускать верх коляски и открывать ручки и ножки, тельце ребенка. Это и будут свето-воздушные ванны.

Когда ребенок начнет сам ходить, то регулярно можно разрешать ему ходить босиком по ковровому покрытию, по полу, летом по земле, траве, песку, по воде вдоль берега реки, озера или моря. Можно приобрести специальный массажный коврик для стоп и в виде игры предлагать ребенку ходить по этому коврику.

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует соблюдать три главных принципа:
1. Систематичность.
2. Постепенность – плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействия.
3. Учет индивидуальных особенностей – возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

«2. Как определить, что ребенок замерзает? Ручки, ножки, нос при этом холодные становятся?» Во время проведения процедур закаливания кожа ребенка должна быть розовой, теплой, ребенок должен быть спокойным, довольным. Признаками переохлаждения являются бледность и «мраморность» кожи, кожа становится «гусиной», синюшность губ и ногтей, дрожь, недовольство ребенка, сопротивление проведению процедур.

«3. Нужны ли перепады температур дома?» Для детей первых трех лет жизни перепады температур в разных помещениях дома не нужны. Для детей первых трех лет жизни температура должна быть одинаковой во всех комнатах, где находится ребенок.
« Какая температура оптимальна?»Для ребенка первого года жизни оптимальна температура в помещении 20-22 градуса днем и на 2-4 градуса ниже ночью.

«5. Вреден ли слинг (на кольцах)?Можно ли в нем носить ребенка 4 мес вертикально, при этом у ребенка ноги лягушкой, широко разведены и согнуты?» Уважаемая faraway! Маленький ребенок – это не маленькая копия взрослого человека. Ребенок – это совершенно другой организм по сравнению с организмом взрослого человека. И для того, чтобы вырастить ребенка здоровым, необходимо знать и учитывать особенности его организма во все возрастные периоды. Нервно-мышечно-связочный аппарат позвоночника ребенка до 6 месяцев еще не созрел для той нагрузки, которую он испытывает при вертикальном положении и насильственное, а тем более, длительное насильственное вертикальное положение ребенка создает нагрузку на слабый, хрупкий, еще не окрепший позвоночник и может отрицательно сказаться на формировании позвоночника и привести к нарушению развития и искривлению позвоночника.
Я категорически против насильственного длительного вертикального положения ребенка до того момента, когда он самостоятельно будет держать спинку вертикально, т. е. будет сидеть самостоятельно. Что бы ни писали производители слингов и рюкзачков, вертикальное положение позвоночника для ребенка первого полугодия жизни является противоестественным, а значит плохо отражается на здоровье ребенка. Все в свое время.
Положение ног как у лягушки не вредно для здоровья ребенка.

«6. Вредно ли высаживание над тазиком для спины?» Нет, не вредно, так как это кратковременное положение ребенка, тем более, что в этом случае совсем не обязательно держать ребенка строго вертикально. Можно придать его тельцу наклонное положение под углом 45 градусов, расположив его спинку на своих предплечьях. (Предплечье –это часть руки между локтевым и лучезапястным суставом)

«7. Нужно ли каждый раз подмывать водой после мочеиспускания или можно промокнуть пеленкой?» Обязательно подмывать ребенка необходимо после дефекации. После мочеиспускания каждый раз подмывать ребенка не обязательно. Можно и промокнуть пеленкой или воспользоваться специальной детской влажной салфеткой. Но 3-4 раза в день необходимо подмыть ребенка и после мочеиспускания.
faraway
Спасибо Вам большое, Оксана Семеновна, за такой подробный ответ!
Закаливание не считаю издевательством, сама люблю холод и прохладную воду, боятся отец ребенка и все остальные родственники.... считают, что я ставлю эксперименты над ребенком и хотят ее закутать потеплее. Отсюда и возник вопрос про холодные/прохладные руки. Если в комнате градусов 26, ребенок одет в кофточку и штаны хб, а ручки прохладные, значит ли это что она замерзла? Все сразу стремились одеть еще кофту или шапку.
Еще возник вопрос, не поздно ли начинать закаливание года в 2-3, т.к. мне поставили условие: дождаться пока ребенок сможет говорить,чтобы могла сказать, холодно ли ей, приятно ли ей.
Про высаживание...лежать на предплечье уже не хочет...поэтому держала под коленочки, прижав спинкой к себе, но так сьезжает попой вниз. и я стала одной рукой прижимать в области груди к себе, а другая под коленками, так получается нагрузка на той руке,что у нее подмышками и на груди. Не страшно так?
Соболева О.С.
Ответ на сообщение faraway от 12 мар 2014, 12:23

«боятся отец ребенка и все остальные родственники.... считают, что я ставлю эксперименты над ребенком и хотят ее закутать потеплее» Уважаемая faraway! Молодым родителям приходится выслушивать много советов, часто совершенно противоположных. И из этого множества советов Вам совместно с отцом ребенка необходимо выбрать то, что более приемлемо для Вашего ребенка, для Вас и для Вашей семьи.

«Если в комнате градусов 26, ребенок одет в кофточку и штаны хб, а ручки прохладные, значит ли это что она замерзла?» 26 градусов – это на градуснике или по Вашим ощущениям? У некоторых детей и взрослых из-за особенностей их вегетативной нервной системы, руки и ноги всю жизнь холодные, но это для них является нормой. Поговорите на эту тему с врачом, наблюдающим ребенка.

«Все сразу стремились одеть еще кофту или шапку» Если есть какие-то сомнения, то вместо того, чтобы кутать ребенка лучше способствовать тому, чтобы ребенок активно двигался: положить перед ребенком, лежащим на животе, игрушку на расстоянии его вытянутой руки, подставить ладони Ваших рук под стопы ребенка, чтобы он отталкивался ножками и полз к игрушке. Можно перехлестывать ножку за ножку, чтобы ребенок стремился переворачиваться со спины на живот и с живота на спинку. Можно подтягивать за ручки в положении на спине, ребенок будет напрягаться и принимать положение сидя, а затем и стоя. Это не вредно, так как это кратковременное состояние. Можно позаниматься на фитболе.

« не поздно ли начинать закаливание года в 2-3» Поздно.
«мне поставили условие: дождаться пока ребенок сможет говорить,чтобы могла сказать, холодно ли ей, приятно ли ей» Уважаемая faraway! В обществе, в котором мы живем, в основном, принято общаться и передавать информацию друг другу с помощью слова, речи. Но это не единственный способ общения. Передавать информацию можно с помощью мимики, жестов, положения тела, телодвижений, выражения глаз, различных интонаций голоса, плача и крика, различных звуков. И ребенок использует все эти способы, чтобы донести до взрослого человека свое состояние, свои желания и потребности. Необходимо только внимательно прислушиваться, присматриваться к ребенку, научиться понимать его задолго до того момента, когда он заговорит. Если Вы поставите себе задачу понимать состояние ребенка, то сможете это делать и без его слов.
faraway
Оксана Семеновна, спасибо большое за ответ! Все приму к сведению!
26 градусов - показывает термометр. Но ситуация стала лучше... во-первых,весна, потеплело.. во-вторых, при 26 градусах в помещении стала потеть дочка, теперь у нас 23 примерно. Ну и двигаться стала больше, переворачивается.
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.