Доброго времени суток. Дочке 9 лет, третьеклассница, учится в гимназии, хорошо. Но - проблема с общением. Дома она не стесняется, разговаривает и орет порою так, что мало не покажется. Она какая-то зацикленная и сразу начинает обижаться или делать вид, что обижается - вот, например, с утра, встает, и заплетаю я ее после младшей сестры (та первоклашка, и ей к 8-30, а Веру в основном чуть попозже в школу отвожу, часам к 9, на продленку, а потом на вторую смену сама идет). И как начинает возмущаться - вот, меня никто не любит, ты всегда меня заплетаешь вторую, после Нади, и повторяет по сто раз, мне ее редко удается сбить с этой темы, чаще я начинаю кипятиться. Также бывает с домашним заданием -прочитает, задание не поймет, бежит - помоги, мам, я посмотрю и если вижу, что задание простое, говорю - подумай, или начинаю подводить постепенно. Это очень тяжело, потому что она вечно вбивает себе в голову, что сложно и она решить не может, если в конце концов мне удается объяснить ей, потом кивает, ага, да, действительно просто, но пока до этого момента дойдешь - мне редко спокойствие удается сохранить. Она сама при этом довольно истерично вопит - вот ты меня не любишь, не хочешь помогать, меж тем мне хоть работу бросай, чтобы ее уроками заниматься. Такие ситуации периодически случаются дома, с различными вариациями, чаще с утра или вечером. Или же еще подойдет с какой-нибудь ерундой, и пока не ответишь - не отстанет, ей все равно, что я могу быть занята, и что порою отвлекать меня опасно (я водитель-новичок и она меня отвлекает во время движения, доводы никакие не действуют). А в школе - там ситуация другая. Там она стеснительна до невозможности. У нее есть приятельницы, даже одна подруга, но вот что я часто наблюдаю - какой-нибудь ребенок к ней подходит, что-то спрашивает, заинтересованно, а она глазки потупит и молчит. Т.е., никак не может беседу поддержать. Мне так кажется, со стороны это выглядит, как будто она заносится, поэтому дети к ней не тянутся. Если кто-то ее толкнет, даже не специально, она скорей мне позвонит жаловаться, чем тому что-то скажет, а уж если специально - то вообще молчит и чуть в ступор не впадает. На физ-ре, к примеру, обруч крутили, вечером жалуется, мне девочки покрутить не дали, спрашиваю - так, наверно, опять в сторонке стояла, ждала, пока тебя уговаривать начнут? Помялась-помялась, толком ничего не объяснила, но я поняла, что так оно и было. А в летнем лагере такая была ситуация - одна девочка, заводила и, так понимаю, начинающая стервочка, чего-то на столе натворила в столовой (стаканы перевернула или что-то в этом роде), и сказала, что это Вера. И других подговорила ее поддержать. Моя ничего никому не сказала, ни девочкам, ни педагогу, только мне нажаловалась, я потом пришла и говорила с педагогами. Но я же не могу ее за руку везде водить-то . Я стараюсь подсказывать, что у кого спросить, стараюсь какие-то мелкие поручения на общение давать, но на их выполнение уговаривать приходится ну очень долго, а иногда она вообще их игнорирует. Последнее время стало хуже, на уроках, если вызовут, мнется, ответить не может, жмется. Пыталась объяснить, что на это скорее внимание обратят, чем на то, что она ответит неправильно, и что кусать и бить ее никто не будет - бесполезно. На продленке тоже что-то воспитатель спросила - она молчит. Учительница посылает к психологу. К платному - я по деньгам не осилю, к бесплатному - ездить в другой район, удовольствие еще то. И потом, мы ездили, когда ей 5 было, у нее элективный мутизм был, результатов особых не добились, в итоге психолог с ней заниматься перестала, передала логопеду, логопед получше контакт наладила, но не разговорила ее. Говорить вслух она стала, когда попала из сада в другой коллектив, сначала в подготовишку в школе, потом в класс. И в музыкальной стала разговаривать, в 6 лет туда пошла как раз ради развития навыков коммуникации. Вот тема о той проблеме. Еще есть вариант -к школьному психологу попробовать обратиться, но тоже не очень большое желание (не хочу, чтобы штамп ставили на ней, что она проблемный ребенок), но учитель настаивает на том, чтобы решать проблему, так что, наверно, не обойтись. Я не знаю, что делать, по мере своих возможностей, стараюсь ей помочь, но если помогает, то очень слабенько и с переменным успехом. Меня уже вообще терзают сомнения относительно ее нормальности. И обидно, потому что из сил выбиваешься, чтобы помочь, а она никак. В общем буду очень рада советам.
Еще, забыла отметить - не со всеми педагогами она так, встречаются, которым удается к ней подход найти и разговорить ее, вот по изо у нее такой, и в прошлом году воспитательница была, очень она ее любила. Но та взяла первый класс и ушла из продленки, Вера даже плакала, причем ее учительница все это видела. Но не каждый же может и хочет находить индивидуальный подход к ней, и общаться надо уметь со всеми.