Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Проблема с общением
Материнство > Консультативный центр > Архив консультаций > Психологическая консультация
Cat27-17
Доброго времени суток. Дочке 9 лет, третьеклассница, учится в гимназии, хорошо. Но - проблема с общением. Дома она не стесняется, разговаривает и орет порою так, что мало не покажется. Она какая-то зацикленная и сразу начинает обижаться или делать вид, что обижается - вот, например, с утра, встает, и заплетаю я ее после младшей сестры (та первоклашка, и ей к 8-30, а Веру в основном чуть попозже в школу отвожу, часам к 9, на продленку, а потом на вторую смену сама идет). И как начинает возмущаться - вот, меня никто не любит, ты всегда меня заплетаешь вторую, после Нади, и повторяет по сто раз, мне ее редко удается сбить с этой темы, чаще я начинаю кипятиться. Также бывает с домашним заданием -прочитает, задание не поймет, бежит - помоги, мам, я посмотрю и если вижу, что задание простое, говорю - подумай, или начинаю подводить постепенно. Это очень тяжело, потому что она вечно вбивает себе в голову, что сложно и она решить не может, если в конце концов мне удается объяснить ей, потом кивает, ага, да, действительно просто, но пока до этого момента дойдешь - мне редко спокойствие удается сохранить. Она сама при этом довольно истерично вопит - вот ты меня не любишь, не хочешь помогать, меж тем мне хоть работу бросай, чтобы ее уроками заниматься. Такие ситуации периодически случаются дома, с различными вариациями, чаще с утра или вечером. Или же еще подойдет с какой-нибудь ерундой, и пока не ответишь - не отстанет, ей все равно, что я могу быть занята, и что порою отвлекать меня опасно (я водитель-новичок и она меня отвлекает во время движения, доводы никакие не действуют). А в школе - там ситуация другая. Там она стеснительна до невозможности. У нее есть приятельницы, даже одна подруга, но вот что я часто наблюдаю - какой-нибудь ребенок к ней подходит, что-то спрашивает, заинтересованно, а она глазки потупит и молчит. Т.е., никак не может беседу поддержать. Мне так кажется, со стороны это выглядит, как будто она заносится, поэтому дети к ней не тянутся. Если кто-то ее толкнет, даже не специально, она скорей мне позвонит жаловаться, чем тому что-то скажет, а уж если специально - то вообще молчит и чуть в ступор не впадает. На физ-ре, к примеру, обруч крутили, вечером жалуется, мне девочки покрутить не дали, спрашиваю - так, наверно, опять в сторонке стояла, ждала, пока тебя уговаривать начнут? Помялась-помялась, толком ничего не объяснила, но я поняла, что так оно и было. А в летнем лагере такая была ситуация - одна девочка, заводила и, так понимаю, начинающая стервочка, чего-то на столе натворила в столовой (стаканы перевернула или что-то в этом роде), и сказала, что это Вера. И других подговорила ее поддержать. Моя ничего никому не сказала, ни девочкам, ни педагогу, только мне нажаловалась, я потом пришла и говорила с педагогами. Но я же не могу ее за руку везде водить-то :???: . Я стараюсь подсказывать, что у кого спросить, стараюсь какие-то мелкие поручения на общение давать, но на их выполнение уговаривать приходится ну очень долго, а иногда она вообще их игнорирует. Последнее время стало хуже, на уроках, если вызовут, мнется, ответить не может, жмется. Пыталась объяснить, что на это скорее внимание обратят, чем на то, что она ответит неправильно, и что кусать и бить ее никто не будет - бесполезно. На продленке тоже что-то воспитатель спросила - она молчит. Учительница посылает к психологу. К платному - я по деньгам не осилю, к бесплатному - ездить в другой район, удовольствие еще то. И потом, мы ездили, когда ей 5 было, у нее элективный мутизм был, результатов особых не добились, в итоге психолог с ней заниматься перестала, передала логопеду, логопед получше контакт наладила, но не разговорила ее. Говорить вслух она стала, когда попала из сада в другой коллектив, сначала в подготовишку в школе, потом в класс. И в музыкальной стала разговаривать, в 6 лет туда пошла как раз ради развития навыков коммуникации. Вот тема о той проблеме. Еще есть вариант -к школьному психологу попробовать обратиться, но тоже не очень большое желание (не хочу, чтобы штамп ставили на ней, что она проблемный ребенок), но учитель настаивает на том, чтобы решать проблему, так что, наверно, не обойтись. Я не знаю, что делать, по мере своих возможностей, стараюсь ей помочь, но если помогает, то очень слабенько и с переменным успехом. Меня уже вообще терзают сомнения относительно ее нормальности. И обидно, потому что из сил выбиваешься, чтобы помочь, а она никак. В общем буду очень рада советам.
Еще, забыла отметить - не со всеми педагогами она так, встречаются, которым удается к ней подход найти и разговорить ее, вот по изо у нее такой, и в прошлом году воспитательница была, очень она ее любила. Но та взяла первый класс и ушла из продленки, Вера даже плакала, причем ее учительница все это видела. Но не каждый же может и хочет находить индивидуальный подход к ней, и общаться надо уметь со всеми.
MELODY
Элективный мутизм - редкая и очень серьезная проблема. И вместо того, чтобы гордиться речевыми успехами девочки, Вы (как чувствуется из ваших слов) недовольны ребенком. На мой взгляд тут не решена первоначальная проблема - нет безусловного принятия ребенка и понимания масштабов проблемы. Вашему ребенку нужны постоянные, длительные занятия с хорошим психологом.

ЦИТАТА
Я не знаю, что делать, по мере своих возможностей, стараюсь ей помочь, но если помогает, то очень слабенько и с переменным успехом.


Тут не так просто. Нужно понимать, что в ряде случаев совместная работа родителей и специалистов может привести только к небольшим улучшениям. Воспринимайте это как маленькие победы, а не как безуспешную работу. И Вы, и специалисты - не волшебники. Главное, что Вы точно сможете дать, это безусловную любовь и поддержку, независимо от проблем ребенка.
Shlemilka
Во-первых, хочу поддержать комментарии MELODY, как очень профессиональные и дельные. Пока читала текст, много думала о вариантах поддержки и работы с Вами и девочкой, а в конце прочитала про элективный мутизм (как бы вскользь). Это не просто так себе факт, это, действительно, достаточно редкая и обычно сложно корректируемая речевая и психологическая особенность. Работать с ней необходимо постоянно и системно. На мой взгляд, например, совершенно нецелесообразно скрывать этот факт от учителя и школьного психолога, потому что их помощь и поддержка тоже могут пригодиться. Клише на Вашей дочери взрослые люди навряд ли поставят, а вот помочь смогут.
Теперь насчет домашней ситуации: девочке абсолютно точно НЕОБХОДИМО ВАШЕ абсолютное принятие, поддержка, внимание и, если хотите, даже восхищение. Судя по Вашему описанию их ей точно не хватает. Дети очень здорово чувствуют, когда родители начинают в них сомневаться, не верить в их силы. Попробуйте взглянуть на ребенка по-другому: она у Вас большая молодей, настоящий боец. Возможно, сделать те успехи в речевой развитии, которые у нее уже есть, для нее было так же сложно, как пойти на войне в атаку и прыгнуть с парашютом. А может - и сложнее.
Чтобы поддерживать и принимать Вам в первую очередь надо подумать о себе, найти ресурс для того чтобы быть терпеливее и спокойнее, не заводиться, не торопить, не срываться. Попробуйте для этого в чем-то разгрузить себя. Например, можно пригласить человека, который бы помогал с домашними заданиями хотя бы 2-3 раза в неделю. Процесс действительно достаточно нервный и требующий сноровки и подготовки. Поверьте, Вы не единственная раздражаетесь, объясняя всё по 20 раз. А Ваша дочь - не единственная ученица, которой надо объяснить 20 раз. В этом плане репетиторы в начальной школе бывают очень нужны (особенно - родителям).
Сил и удачи Вам!
Cat27-17
Спасибо большое за ответы!
совершенно нецелесообразно скрывать этот факт от учителя и школьного психолога

Я не скрывала :???: . Учитель наш - женщина резкая достаточно, я с ее стороны на поддержку не очень надеюсь, к сожалению.
Что касается школьного психолога, я пока с ней не общалась.
Прошлые походы, не очень воодушевили потому, что, как мне кажется, когда она чувствует излишнее внимание к своей проблеме, больше замыкается. У меня сложилось такое впечатление, что непрямая терапия (не знаю, как лучше сформулировать - под этим я имею ввиду прочие занятия, музыкальная школа и изо у нее) приносят лучший результат. Кстати, тут я выбирала именно те занятия, где максимально доверяла педагогу.
Попробуйте взглянуть на ребенка по-другому: она у Вас большая молодей, настоящий боец. Возможно, сделать те успехи в речевой развитии, которые у нее уже есть, для нее было так же сложно, как пойти на войне в атаку и прыгнуть с парашютом.

Я в основном стараюсь так и смотреть, и говорить ей об этом, но Вы правы, выдержки мне очень не хватает, и часто мне становится досадно и обидно, что все идет не так.
А потом становится жалко и ее, и себя, и мучает чувство вины. Наверно, это не конструктивно.
Я в детстве тоже общалась довольно трудно, существенно полегчало в институте, опять же, когда коллектив сменила, теперь у меня нет необходимости постоянно быть в толпе, а когда она возникает, то не радует. Я говорю, конечно, с кем надо и когда надо, но что мне это часто не нравится и через силу -факт.
И папа ее не особо коммуникабелен, и перерос это в меньшей степени, чем я, сложились два минуса не в плюс, а в два минуса :???:
Хорошо, что с младшей не так. С ней тоже тяжело бывает, но за нее у меня нет такого постоянного беспокойства и тревоги.
Попробуйте для этого в чем-то разгрузить себя
к сожалению, в данный момент у меня нет никаких материальных возможностей в этом отношении :???:
У меня их папа забирает на выходной раз в пару недель, я замечала, что если не забирает, то мне становится в разы трудней сдерживаться, чем обычно, это да.
Над репетитором подумаю, спасибо. Пока на будущее, не вечно же кризис продлится.
Сил и удачи Вам!
спасибо.
Вы (как чувствуется из ваших слов) недовольны ребенком. На мой взгляд тут не решена первоначальная проблема - нет безусловного принятия ребенка

Я не робот. В тот момент, когда я пост писала, был пик эмоций, казалось, прямо конец света (мне тяжело общаться с учительницей, тем более, когда так она на меня обрушилась неожиданно), возможно, поэтому Вы и сделали такие выводы. Злилась, да, скорее вообще на жизнь и собственное бессилие, попутно задеваю порой других людей. И еще гормоны повлияли на общий фон, есть такое дело. За выходные отошла, СБ. Я стараюсь, но устаю постоянно бояться за нее и бороться И не только за нее, а вообще. Не в оправдание себе, но - разве бывают люди, которые всегда хорошие и никогда не злятся?

Вы точно сможете дать, это безусловную любовь и поддержку, независимо от проблем ребенка.

что значит - безусловная? Я не совсем поняла, что конкретно Вы имеете ввиду. Трудно уловить ту грань, что можно и что нельзя по отношению к ребенку. Ведь нельзя же, например, хвалить за плохое поведение, а как быть в таком случае? Вот ребенок, например, совершил плохой поступок, я начинаю говорить - Вера, так нельзя, а она мне начинает твердить без конца, ты меня не любишь.
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.