«Иисус сказал: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это ты справедливо сказала»
Как же страшно порой нам, девочки, православные христианки, потерять наших мужей, попав в общую статистику разводов. Страшно не по тем причинам, которые ужасают многих других женщин: страх одиночества, потеря квартиры или содержания. Страшно, потому что вне брака мы видим один грех – грех прелюбодеяния. И чтобы не впасть в него, мы хороним себя заживо в самых чудовищных браках.
Но ведь достаточно открыть Евангелие от Иоанна, главу четвертую, прочитать всю беседу Христа с Самарянкою, чтобы перед вами вдруг открылось нечто иное. А именно: женщине, у которой было и пять мужей и последний, шестой, мужчина – даже не муж, а любовник, Спаситель Сам открывается, что Он – Христос, Мессия! Это так удивительно, что даже подошедшие апостолы не могут поверить, что Христос говорит с этой женщиной. Сама же женщина-прелюбодейка идёт в свой город и разносит весть об одном Человеке, и вскоре жители этого города ревностно говорят ей «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос»
Итак, Христос открылся прелюбодейке, видя её доброе сердце. Перестала ли она от этого быть прелюбодейкой? Нет, что было – то было. Строго говоря, она действительно нарушила Моисееву заповедь «Не прелюбодействуй» Важно то, что она встретила на своём пути Любовь в образе Человека, который дал ей испить воды милосердия. И эта вода сделала намного больше, чем сделали бы камни, которыми её могли вполне законно закидать. Тот же удивительный пример и с Марией Магдалиной. Ни один камень не обрушился на блудницу, когда Христос воззвал к людской жалости. Сначала воззвал, а потом вообще отказался и Сам судить её, единым даже словом.
Если ваш брак превратился в союз ненависти, имеет ли смысл множить дальше эту ненависть? Имеет ли смысл терпеть зло, постепенно заражаясь этим злом? Нам, православным девочкам, часто говорят «Бог терпел – и нам велел» Но как это в корне неверно. Бог терпел из любви к человечеству, потому что Он не может ненавидеть. А мы часто терпим боль, унижение, насилие лишь потому, что боимся впасть в «грех самарянки». Плох муж, да зато свой. Как побьет – так и пожалеет. Но как же далеки эти сентенции от Евангельской истины! И еще дальше абсолютно ложное смирение (а если быть точнее – обыкновенная гордыня) в том, чтобы говорить себе «Потерплю на этом свете – зато на том свете успокоюсь в раю». Ни одна добродетель не приведет нас в рай, ни терпение, ни смирение, если мы не будем иметь самого главного – Любви. И если проходят годы, а от любви в браке давно остывшая зола ненависти – о каком рае может идти речь?
Смотрите, девочки, что сделал Христос с придорожной смоковницей (Евангелие от Матфея, глава 21). Он нашел на ней одни только листья. Листья! Они давали тень путникам, приятно шелестели по ветру, радуя слух, защищали от дождя… Но на смоковнице не было ни одного плода. Всё впустую. Вся её внешняя приятность и красота не дали ни одного плода. А плод есть Любовь. Не найдя на смоковнице ни одного плода, Христос сказал «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница засохла.
Неужели всем, пережившим насилие в своих семьях, предстоит та же участь – засохнуть, так и не принеся плода любви? Любовь рождается от любви. И как бы мы ни верили, что через многие годы нашего терпения в мужьях, которые в приступах ярости крушат всё вокруг, вдруг проснется ангельская любовь, практика показывает – не просыпается. А мы из года в год «трепещем листьями», подобно бесплодным смоковницам, надеясь породить хоть один малюсенький плод. Не имея уже никакой любви к человеку, который может позволить себе бить вас ногами, разве можем мы надеяться, что из нас вдруг произрастет любовь? Откуда?! Мы можем родить множество детей, но любви в нас не прибавится ни на каплю. Разве это парадокс?
Посмотрите, что ответил в Евангелии от Луки (глава 7) Христос Симону, у которого был в гостях, и у которого к Его ногам припала грешница, умывая Его ноги слезами и вытирая их волосами. «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» И сказал ещё, что память об её поступке будет жить во всем мире, где будет проповедано Евангелие. Вот она, истина! Грехи прощаются от любви! Всё наше терпение-смирение, если не имеет любви, то идёт в печь, как сухие ветки смоковницы.
Брак был установлен, когда мир был совершен. Совершенные мужчина и женщина любят друг друга без остатка – и в этом есть высший смысл брака. Когда же мир погрузился в смерть и тление, в грех, когда совершенство осталось в потерянном раю, там же остался и совершенный брак. Попытки искусственно воссоздать «совершенный брак» из союза ненависти только породят гнев Божий. Браки, в которых цветёт насилие, это сатанинская пародия на семью. Мы не будем сейчас рассуждать на тему «куда уходит любовь». Перед нами брак ущербный, в котором одно из сердец приняло за любовь свою страсть к властвованию, к снисходительному покровительству некоего глупенького и слабого сердечка. Власть всегда воцаряется там, где нет любви – своими способами, методами, которые могут маскироваться под что угодно, пока не выйдут на финишную прямую. И там-то пожинаются все плоды ущербного союза не-любви – исступленный гнев от малейшего неповиновения, кулачный тренинг за закрытыми кухонными шторами, разбивание дверей и косяков, с желанием вселить в вас ужас. Ужас – но не любовь!
Никто и ничто не вправе заставить вас терпеть насилие – в том числе нравственные нормы фундаментального православия. Сегодня Православная Церковь одним из оснований для развода считает посягательство на жизнь и здоровье супруги, либо детей. По этому поводу есть прекрасные слова протоиерея Максима Козлова из его книги о семейной жизни «Последняя крепость» - «Это (избиение супруги) противно самому смыслу любви как закону церковной жизни». Последняя крепость
Чтобы понять смысл «любви, как закона», можно обратиться к словам святого отца церкви – Ефрема Сирина: «Что пользы трудиться на ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий поступок нечисты. Приобрел ли кто девство, постится ли, пребывает ли во бдении, молится ли, дает ли приют бедным, думает ли приносить дар, или начатки, или плоды, строит ли церкви, другое ли что делает, без любви все это ни во что не вменится у Бога; потому что не благоугодно сие Господу»
Ничто не может остановить вас и ничто не имеет силы для вас, если вы решаетесь на развод. Ни одно слово против вас не будет иметь веса, потому что оно будет идти против заповеди любви и милосердия к ближнему. В известной притче Христа милосердие к избитому разбойниками путнику проявил самаритянин (читай: грешник, «неправильно» верящий в правильного Бога). Самаритянина приводит в пример Христос – как того, кто исполняет заповедь любви. Понимая это, Православная церковь давно уже признает так называемые церковные разводы – разводы после венчания. Для получения так называемого церковного развода необходимо письменно обратиться к епархиальному архиерею. Вы описываете перипетии вашей семейной жизни, указываете причину разрыва отношений (в случае рукоприкладства – «посягательство на жизнь и здоровье»). Прикладываете копию документа из ЗАГСа о разводе (гражданский развод должен быть оформлен до церковного). Всё! Вы исполнили то, что должно. Всех, кто посмеет заявить вам, что «Христос разводов не признавал» отсылайте к нареченному брату Христа, апостолу Иакову и его легендарным словам, звучащим словно бы над всем нашим миром – «Суд без милости – не оказавшему милости»
Помните, те, кто судят вас, принадлежат либо к когорте никогда не битых женщин, и, осудив вас, они вернутся в объятья любящих и добрых супругов. Другие же осуждающие, если и были биты мужьями, имеют свои личные причины не расторгать эти ненормальные отношения. Эти личные причины не имеют к вам никакого отношения.
Девочки, если вы верите в Христа, если вы верите в милосердие, бегите из такого брака, где нет места любви. Не лучше ли вам услышать однажды «прощаются грехи её многие». И, поверьте, услышите вы это в тот момент, когда сердце ваше будет исполнено любовью, но не страхом.