сначала опишу стили родителей, потом добавлю еще о реакции детей
текст и цитаты будут взяты в основнм отсюда, так как я согласна с этим описанием
и отсюда
http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_educ...nt_text/?part=1
http://www.noviyegrani.com/archives_show.php?ID=28&ISSUE=2
ЦИТАТА
Родительские установки, или позиции,— один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.
» Дописано позже
Авторитарный стиль
ЦИТАТА
Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенокродитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. На Западе этот стиль был доминирующим: “Положение вещей в те времена (19-й, начало 20-го вв.) было таково, что именно этот стиль являлся наиболее эффективным, например, в аграрно-индустриальных обществах”.
Авторитарные родители как правило мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей” (Бергер, 2001:283). Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса (Гонсалес-Meна, 1993). В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения” (Бергер, 2001:283). Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста (Скеар, Вайнберг, Левин, 1986: 306). Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка (Даниэль, Вессель, Гиллигэн, 1999). Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны (Колинз и другие, 2000); они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разо- чарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.
Авторитарные родители как правило мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей” (Бергер, 2001:283). Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса (Гонсалес-Meна, 1993). В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения” (Бергер, 2001:283). Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста (Скеар, Вайнберг, Левин, 1986: 306). Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка (Даниэль, Вессель, Гиллигэн, 1999). Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны (Колинз и другие, 2000); они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разо- чарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.
Либеральный стиль
ЦИТАТА
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Этот стиль был популярен в 1950-60-е годы. Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители как бы “создали условия” для Гитлера (Дайнвиди, 1995). Надеясь впредь избежать таких нежелательных побочных эффектов, они стали либеральными.
Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми (Нил, 2000). Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного (Бергер, 2001). Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны (Хаксли, 1998) и часто поощряют раскованное поведение (Дворкин, 1997). Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере (Баракат, Кларк 1999). Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье (Гонсалес-Meна, 1993; Гарбарино, Абрамович, 1992). Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными (Нил, 2000). Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии (Стейнберг, 1996), среди них высока склонность к совершению насилия (Стейнберг и другие, 1994). Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия (Саймонс, Лин, Гордон, 1998). Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью (Снайдер и Зигмунд, 2000; Джекобсон, Кроукет, 2000).
Такие родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими: “Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми” (Хаксли, 1998). Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших, а “также могут попытаться обойти не- четко сформулированные законы и правила” (“Thinking Smart about Parenting”).
Так как их не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой” (Гонсалес-Meна, 1993, 157). Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества” (Гарбарино, Абрамович, 1992, 42). А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, “дети либеральных родителей обыч- но с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность” (“Thinking Smart about Parenting”).
Стейнберг указывает на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы (Стейнберг, 1996). Другими негативными последствиями являются нарушения сна (Дворкин, 1997) и отсутствие чувства безопасности.
Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми (Нил, 2000). Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного (Бергер, 2001). Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны (Хаксли, 1998) и часто поощряют раскованное поведение (Дворкин, 1997). Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере (Баракат, Кларк 1999). Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье (Гонсалес-Meна, 1993; Гарбарино, Абрамович, 1992). Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными (Нил, 2000). Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии (Стейнберг, 1996), среди них высока склонность к совершению насилия (Стейнберг и другие, 1994). Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия (Саймонс, Лин, Гордон, 1998). Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью (Снайдер и Зигмунд, 2000; Джекобсон, Кроукет, 2000).
Такие родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими: “Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми” (Хаксли, 1998). Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших, а “также могут попытаться обойти не- четко сформулированные законы и правила” (“Thinking Smart about Parenting”).
Так как их не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой” (Гонсалес-Meна, 1993, 157). Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества” (Гарбарино, Абрамович, 1992, 42). А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, “дети либеральных родителей обыч- но с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность” (“Thinking Smart about Parenting”).
Стейнберг указывает на прочную взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы (Стейнберг, 1996). Другими негативными последствиями являются нарушения сна (Дворкин, 1997) и отсутствие чувства безопасности.
» Дописано позже
Авторитетный стиль
ЦИТАТА
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Этот стиль наиболее распространен на Западе. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям (Ингерсолл, 1989). В отли чие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы (Баракат, Кларк, 1999).
Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы (Марион, 1999). Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении (Глазго и другие, 1997) и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские” (Бергер, 2001:283). Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу (Марион, 1999). Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств (Баракат, Кларк, 1999). Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам (Марион, 1999; Гонсалес-Meна, 1993).
Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их (Глазго и другие, 1997; Бергер, 2000). В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития (Гарбарино, Абрамович, 1992). Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе (Глазго и другие, 1997), что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе (Стейнберг, 1996). Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.
Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними (Колинз и другие, 2000). Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети ( Гонсалес-Meна, 1993). У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Более того, в отличие от других детей они луч- ше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями (“Thinking Smart about Parenting”). Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Стейнберг доказывает, что эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность (Стейнберг, 1996). У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности (Стейнберг и другие, 1994).
Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей при необходимости подчиняться правилам определенной группы (Марион, 1999). Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении (Глазго и другие, 1997) и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские” (Бергер, 2001:283). Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу (Марион, 1999). Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств (Баракат, Кларк, 1999). Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам (Марион, 1999; Гонсалес-Meна, 1993).
Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их (Глазго и другие, 1997; Бергер, 2000). В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития (Гарбарино, Абрамович, 1992). Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе (Глазго и другие, 1997), что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе (Стейнберг, 1996). Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.
Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними (Колинз и другие, 2000). Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети ( Гонсалес-Meна, 1993). У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Более того, в отличие от других детей они луч- ше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями (“Thinking Smart about Parenting”). Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Стейнберг доказывает, что эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность (Стейнберг, 1996). У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности (Стейнберг и другие, 1994).