Сайт - Помощь - Поиск - Юзеры
Перейти на полную версию страницы:
Ставим звуки сами
Материнство > Профессия - мама! > Здоровье ребенка > Советы логопеда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
логомама
Девочки, часто стали появляться вопросы по поводу того, как дома самим можно помочь ребенку научиться произносить тот или иной звук.
Чтобы не повторяться и объединить эти вопросы в одном месте, создаю эту тему.

Для постановки звуков могут использоваться следующие приемы:
- по подражанию ( вы демонстрируете ребенку положение языка и губок во время произношения звука)
- механические ( вы используете дополнительные средства для постановки звука - пальчик, шпатель, соску, зонды)
Со вторым пунктом без помощи логопеда разобраться сложнее, но иногда тоже можно, если речь идет не об использовании зондов (признаюсь честно, сама я их держу больше для бутафории и не пользуюсь - детки их не любят), а об использовании пальчиков детей или соски.

Пройдя по этой ссылке вы сможете ознакомиться с основными приемами в постановке звуков:
http://www.babyhelp.kiev.ua/?/print/articl...4/542/11143388/

Это ссылка на тему, где я уже рассказывала о постановке звука "Л" :
Буква Л

Так же важна Артикуляционная гимнастика - тренируя мышцы языка, вы формируете малышу базу для четкого звукопроизношения.
Выполнять упражнения можно лет с трех ( как только ребенок достигнет готовности повторять за взрослым артикуляционные упражнения).
Гимнастика проводится перед зеркалом совместно с малышом - он повторяет движения взрослого и следит за тем, насколько хорошо у него получается.

Здесь упражнения дополнены снимками
http://uaua.info/content/articles/1989.html
Здесь - красочными иллюстрациями
http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=123
А вот очень хорошая сказка, позволяющая тренировать мышцы язычка и губ в игровой форме. ( там можно еще погулять по сайту)
http://fio.novgorod.ru/projects/Project1201/new_2.htm


Удачи вам! :4u:
Все возникающие вопросы по поводу звукопостановки можно обсуждать в этой теме.
А также делиться опытом и успехами. :)
логомама
ЦИТАТА (Bola)
А нам уже 4 и 7, и всё ещё не говорит Р. Мне сказали, что волноваться не нужно, и вообще это единственная буква, которую сын не выговаривает, но всё-таки есть какие-нибудь упражнения, направленные именно на тренировку буквы Р?

Ой, сейчас поищу... писала кому-то приват на эту тему... сейчас откопирую:
К сожалению звук "Р" такой изворотливый, что объяснить буковками, как его ставить очень сложно, практически невозможно.
Для его хорошего произнесения нужна база - упражнение Лошадка. ( оно всем известно - поцокать язычком). Если оно хорошо получается - уже неплохо.
Далее - упражнение "Дятел" Оно в форме стишка, детям так веселее:
Я по дереву стучу
д-д-д
Червячка добыть хочу
д-д-д
Хоть и скрылся под корой
д-д-д
Все равно он будет мой
д-д-д
Цель этого упражнения - выработать правильный артикуляционный уклад ( положение языка) во время произношения "Р". Ротик приоткрыт, язычок стучит по бугоркам за верхними зубами.
А вот дальше совсем сложно. Там нужна механическая помощь и практика, чтоб понять, что делать.
Фактически выглядит так: Упражнение "Заведи мотор" Ребенок произносит "д-д-д" - быстро, четко. При этом твердым большим пальчиком производит движения под языком вправо-влево. Я сама двигаю ручкой малыша, чтоб движения были быстрыми, с небольшой амплитудой. Пальчик задевает подъязычную уздечку и вызывает вибрацию - от "д-д-д" выходит "др-др-др".
Так же возможно произносить "Джжжжин" - звоночек и производить те же движения большим пальчиком детской руки. Получится "дрррын".
Дальше проще. Но главное - достигнуть этой вибрации и чтобы ребенок сам услышал звук "р".
Объяснила как смогла. :)
логомама
ЦИТАТА (Lisa)
А если у ребенка уздечка короткая, то это может меншать произносить Р?

Может.
Нужно ее порастягивать упражнениями. А лошадкой может поцокать?
логомама
ЦИТАТА (Bola)
а нам что теперь делать? :???: Он и цокает хорошо и ДРРРРРРР отлично получается, а всё равно "тЛактоЛ"!

Хи, не все сразу! :p
"Дрррр" делает с помощью пальчика или нет?
Если уже дает вибрацию без пальчика, то надо переходить к словам начинающимся с этого сочетания ( дра-дро-дру-дры-дре; тра-тро-тру-тры-тре). В начале просто проговаривать эти звукосочетания. Потом слова (друг, драка, дрова... далее в середине слова кваДРАт, теТРАдь... )
Детки любят игры. Я рисую машинку и от нее длинную линию завернутую в виде улитки. Ведя по ней пальчиком ребенку предлагается завести машину и рычать. :)
Далее предлагать порычать без предыдущей "д", просто "рррр". Язычок за верхними зубками, дуем на него и рычим. Лучше делать это по подражанию и перед зеркалом. Если получается рычать, то можно переходить к ( рука, рак, рама.... трактор).
логомама
ЦИТАТА (Lena888)
логомама, нам тоже 4,7. А само не пройдет? Обязательно упражнения делать? К нам логопед (вроде неплохая, она еще плюс психолог детский) приходила - сказала, - хорошая речь, ничего не надо , само выправится.

Не могу сказать, выправится или нет. :) Но до пяти лет считается физиологически оправданным и может еще само наладиться. После пяти лучше не затягивайте - позанимайтесь. Если есть время и желание - неплохо начать сейчас. :)
ЦИТАТА (Innocence)
это нормальное явление?? и как его корректировать?

В этом возрасте - нормально. :) Слова с сочетанием Л и Р сами по себе сложны иногда и для взрослого человека. Попробуйте сказать : корабли лавировали, лавировали да не вылавировали. :p
Попытайтесь начать с обратных слогов. Попросите Аню произнести: ар-ор-ур-ыр-эр :)
логомама
ЦИТАТА (Desert Rose)
логомама, Роде в конце октября исполнилось четыре. Он Р не выговаривает, но и Л тоже. Вместо Р говорит у - Уодя, например, и Йиса вместо лиса. Бабушка у нас печётся, что нужно к логопеду сходить. Что вы порекомендуете?

После четырех лет вполне можно начать заниматься. :) Ребенок уже в состоянии выполнять артикуляционную гимнастику, можете начать делать ее дома. :4u: Про постановку звуков "Л" и "Р" писала в одноименных темках.
Позанимайтесь пока дома, если прогресса не будет, сходите к логопеду.
Удачи! :4u:
ЦИТАТА (Zvetik)
А я до 11 лет букву Р не выговаривала,потом научилась.А мой брат,ему сейчас 31 год,до сих пор Рплохо выговаривает.У него какая-то смесь буквы Р и Л получается.

Вам мои поздравления, брату - соболезнования. :p :p Хотя, если у него есть время и чувство юмора - посылайте ко мне. :D :4u:
танчик0505
Можно мне тоже вопросик. Сыну пять, р твердую выговаривает, а мягкую не получается. Посоветуйте что делать, пжл.
логомама
ЦИТАТА (танчик0505)
Посоветуйте что делать, пжл.

Проговаривайте слоги, где она звучит мягко, попробуйте постановку звука по подражанию. Если и правда проблема только в этом звуке, скорее всего у вас получится.
Проговаривайте: ррр-я р-е, р-ю, р-и...
По началу ребенок может произносить "р" твердо, но потом начнет смягчать, при более слитном произнесении слогов. Объясните, что язычок нужно подвинуть чуть-чуть вперед поближе к зубкам.
Можете приобрести в магазине пособие на автоматизацию "рь" с набором слов, предложений, стихов... например, такое:
http://www.book.ru/?page=4&book=133943

Вот подборочки из интернета:

http://edu.rin.ru/html/2006.html

http://www.logoped.ru/zv-r12.htm

Удачи! :4u:
Юляшка28
Здравствуйте. Хотела бы задать вопрос ЛОГОМАМЕ - скажите пожалуйста, в каком возрасте ребенок начинает правильно произносить букву "Р"? И как посодействовать этому? Ну кроме того что самим говорить четко, внятно и правильно. Мой сын говорит хорошо, но вот букву "Р" произносит, как бы это объяснить - горлом что ли, у меня ассоциация - попугаи так говорят. На картавость это не похоже. Иногда проскакивает как "Л", т.е. не "рыба", а "лыба". Одна мама на дет. площадке обратила мое внимание на это, сказала, что ее дочка маленькая была, тоже так же "Р" выговаривала. А потом эта мама упустила момент, не придала этому значения, и дочка ее стала кортавить, а ей уже сейчас 6лет. Вот когда стоит на это обратить должное внимание? Заранее спасибо.

Да, ну и конечно же буду благодарна мамам, если напишут во сколько их детки стали произносить правильно"Р".
diamante
Моя ещё не говорит Р,так же как и её большинство сверстников в саду.И заниматься логопед с ними начнет только в 5 лет :???: :fingal: так нам в саду сказали. :shuffle:
Ungaju
Моя доча тоже не говорит р совсем....ни горлом ни как иначе....за место р у нас л.На площадке мне одна мама сказала(у неё подруга логопед)что лучше никак чем неправильно...переучить сложнее.А еще говорят что р начинают произносить после 4х лет.это вроде как норма.
Мультимама
Трое моих старших детей стали "Р" говорить только после пяти лет. Звук им ставил логопед в логопедической группе в саду. Младшая сама начала говорить буквально за несколько дней до своего четырёхлетия. Кстати, мне тоже логопед говорил, что лучше вообще не произносить какой-то звук, чем произносить неправильно.
КатеринНА
Меня это тоже очень волнует. Мишке 5 лет было в августе, ходит в логопедическую группу, все звуки сейчас хорошо (были проблемы с "з"-"с", "ч"-"щ") а вот "р" - по прежнему никак, логопед дала упражнения..по вечерам щелкаем языком и цокаем всей семьёй, а ведь скоро уже 6 лет....даже не знаю что делать...
Deza
У меня у дочи "Р" только сейчас начинает проскальзывать иногда, логопед считает, что все в норме.
Alisavlad
Дочка в 5 лет начала говорить "р",а логопед с ними в саду тоже начала с 5 лет заниматься и я в группе вижу успехи,многие стали на праздниках лучше говорить,я тоже беспокоилась насчет "р" оказалось напрасно :4u:
логомама
ЦИТАТА (Юляшка28)
Мой сын говорит хорошо, но вот букву "Р" произносит, как бы это объяснить - горлом что ли, у меня ассоциация - попугаи так говорят.

Этот вариант очень коварный... с горла потом очень сложно уходить на язычок, старайтесь пресекать такое произношения, демонстрируя, что "Р" произносится кончиком язычка.
Вот тема по звукопостановке, где я подробно расписывала упражнения для "Р".
Ставим звуки
Начинать произносить этот звук верно можно и в год, а можно и никогда. Гимнастику и упражнения выполнять можно с трех лет. :4u:
ЦИТАТА (Ungaju)
за место р у нас л.

Это лучше, чем горлом. :)
VESNA
У меня так интересно вышло: Лере в 5 лет логопед участковый за буквально 5 занятий поменял "л" на "р". А Сашуля сам себя научил с 2-ух лет :) начал очень сильно рокотать, всегда супер подчеркивая букву "р" (не знаю даже как лучше объяснить) а потом, за пол-года как-то успокоился и сравнял с остальными звуками.
Но вот у Леры (скоро 13 лет) почему то присутствует такая совершенно незначительная как-бы шепелявость, что ли, именно когда она начинает быстро говорить. Что это? Ведь если говорит спокойно, то все нормально. Как это можно исправить?
логомама
ЦИТАТА (VESNA)
Как это можно исправить?

Говорить не спеша. :)
Разучивать скороговорки - тренировать язык. :)
VESNA
ЦИТАТА (логомама)
Говорить не спеша. 
Разучивать скороговорки - тренировать язык. 

:4u: Не спеша говорить это же и черта характера в том числе, точнее эмоциональность.. пытаемся обуздать темперамент :dance: :ugu: про скороговорки-спасибо :4u:
Darja
У меня доча накануне пятилетия стала заниматься с логопедом. Звук "Р" нам поставили (с трудом), но говорила она его только если контролировала речь, например " Т - пауза -ррри" (это "три" было), а если говорила быстро всё равно "Р" не было. И только месяцев через 4-5, она стала хорошо говорить "Р", видимо дозрела.
логомама
ЦИТАТА (Darja)
И только месяцев через 4-5, она стала хорошо говорить "Р", видимо дозрела.

Период автоматизации может быть долгим - по началу поставленный звук акцентируется в речи, что вызывает тревогу родителей. Не стоит переживать - обычное дело - ребенку бывает необходимо "распробовать" звук, чтобы плавно ввести в речь. :)
ОСАНЬ
Сидя в аэропорту от нечего делать мы с дочей (2г.3.мес) играли, я ей много раз повторила стишок "Ехал Грека через реку...." Там соб-но из одного "р" всё и состоит. Девочке так понравилось, что она тут же стала чётко этот звук произносить. Теперь сама с удовольствием его рассказывает играя, чем приводит в изумление педагогов в садике. Мальчикам в 4,5 годика звуки, в т.ч. "р" ставила замечательная логопед.
Юляшка28
логомама,
большое спасибо за ответ. Ссылку всю прочла и узучу на зубок, мне конечно же не хочется чтоб сын картавил. Сделаю все чтобы этого не случилось, и признаться, я немножко расстроилась - сын "Р" таким образом говорит уже давно, около года. Надеюсь, еще не поздно.

Милые мамочки - и вам спасибо за ответы.

Логомама, я сейчас ссылку прочла в общем то быстро, так сказать для ознакомления. Подробнее изучу позже, завтра. Но вот один момент из всего я не поняла :???: - в нашем случае, чтоб исправить горловую "Р", сын вместо нее должен говорить какой звук - "Л" все таки, я правильно поняла? Вот начну я ему своими жестами - языком и губами показывать как надо говорить - у него будет получаться говорить не "рыба", а "лыба" - это правильно?

А сегодня уже внимательно смотрю и слушаю как сын говорит, получается у него так: редиска - ледиска, хитрец - хитлец, три - тли. Но если рыба - рыба (горлом), рак - рак (горлом).

Ладно, будем потихоньку учится.
логомама
ЦИТАТА (Юляшка28)
А сегодня уже внимательно смотрю и слушаю как сын говорит, получается у него так: редиска - ледиска, хитрец - хитлец, три - тли. Но если рыба - рыба (горлом), рак - рак (горлом).

Судя по тому, что вы пишете - сын мягкие варианты заменяет на "ль", а твердые произносит горлом.
На "л" переучивать не надо. Просто демонстрировать, что "р" говорится кончиком язычка, а не горлышком - пусть лучше пропускает звук или старается сказать язычком. Для этого нужно выполнять упражнения из темы про звукопостановку. :4u:
Юляшка28
логомама,
еще раз огромное спасибо.
А вот если у меня еще какие то вопросы возникнут, детали какие то обсудить, что получается, что нет - это сюда мне писать или в другую темку? :blush:
логомама
ЦИТАТА (Юляшка28)
А вот если у меня еще какие то вопросы возникнут, детали какие то обсудить, что получается, что нет - это сюда мне писать или в другую темку?

Пишите сюда, я объединила темы. :4u:
Юляшка28
логомама, все поняла, буду писать сюда. Спасибо. :)
Olesenka
логомама, :)
И мне подскажите! :4u:
Как раз боремся,только боюсь что поздно.. Сыну уже 10 лет. Звуки "с" "з", и вообще проблемы с речью..Все спутанно и зашепелявленно.. И дальше все хуже,как будто ему язык вообще мешает говорить.. У него крупные черты лица,и рот большой и губы. Язык наверное тоже.. Зубы пока не все выравнялись. Когда разговаривает,то долго не может справиться с языком,буквально путаеться там.. Чтобы сказать "с"-сворачивает язык как то и просовывает сбоку через зубы. Тогда как то получаеться шепилявое с.
Тренировала всегда,но никак.. И логопедов тут нет,иу в их языке (арабском) такие проблемы не мешают,у них есть такие шепилявые звуки.
А я по русски учу..
Попытаюсь как в ссылке написанно сделать,хотя подобное мы уже пробовали,но в разговор не входит никак..
Вот что делать?
логомама
ЦИТАТА (Olesenka)
Вот что делать?

Эх робяты, видимо, вам надо оттачивать дифференциацию и самоконтроль артикуляциооной гимнастикой.
Готов сынок по 10 минут в день уделять "кривлянию" перед зеркалом? :blush: Будет умничкой, если готов, результаты будут - язык станет послушнее. :4u: На этой базе уже звукопостановкой можно будет заниматься.
Хотя, за глаза очень сложно рекомендовать методы...
Катюшевич
Дочка произносит все звуки хорошо, включая Р и Л, а вот Ш не получается. Что делать?
Юляшка28
Катюшевич, извините что встреваю :blush: - а дочка Ваша уже в таком возрасте произносит "Р" хорошо, это также как и взрослые?
Ардена
Логомама, хотелось бы тоже у Вас проконсультироваться. Моему детю 2г. 10 мес. и произношение некоторых звуков смущает, например, когда произносит "Д" мягкое (дядя) все ОК, но как только твердое, беда, вместо "Д" - "Г", причем гортанное. Точно так же и с "С", и с"Т", а "Л" вообще никак не произносит, мучается, а звука нет. Да, забыла написать, что такая напасть у нас только со словами, когда просишь произнести отдельно звук, все в норме( кроме несчастной Л). И у логопеда были и гимнастику делаем для языка, а толку никого.











Катюшевич
ЦИТАТА (Юляшка28 @ 1 мар 2008, 14:30)
Катюшевич, извините что встреваю  :blush: - а дочка Ваша уже в таком возрасте произносит "Р" хорошо, это также как и взрослые?
*


Звук Р дочка произносит на удивление хорошо и чисто, так же как взрослые. :ugu:
Юляшка28
Катюшевич, ого, бывает же такое. Молодцы!!!!! :4u:
Катюшевич
ЦИТАТА (Юляшка28 @ 3 мар 2008, 17:33)
Катюшевич, ого, бывает же такое. Молодцы!!!!! :4u:
*


Спасибо. Я сама удивляюсь. Только вот Ш у нас пока не получяется-произносит ее как С. :p
логомама
ЦИТАТА (Marysia70e)
И у логопеда были и гимнастику делаем для языка, а толку никого.

Если отдельно произносит, то подождите сразу в речь вводить. Начните со открытых слогов (да-до-ду-ды-дэ) и тэ-дэ :p . Потом двусложные слова... ну и так дальше. Тут важна поступательность. По поводу постановки "Л" писала в начале этой темы. :)
ЦИТАТА (Катюшевич)
Только вот Ш у нас пока не получяется-произносит ее как С.

По возрасту вам допустимо искажать звуки.
"Ш" можно ставить от "Р", предлагая произносить : рррршшш.
И при "Р" и при "Ш" язычок занимает одно положение - за верхними зубами, тогда как при произнесении "с" - язычок за нижними зубами. :)
Ардена
Логомама, спасибо за совет, будем пробовать.
Галъка
И у нас беда с Ш и Ж.Скоро в школу...Несколько месяцев назад Ч,Щ тоже были в искаженном виде, вместо всех шипящих произносил гортанное Х. Сам он конечно не замечает, что говорит не правильно, обижается и отказывается заниматься.В садике мы ходили в логопедическую группу где не было профессионального логопеда.Хочется помочь сыну справится с этими "непослушными" Ш и Ж.
Можно ли поставить эти звуки дома, занимаясь самим?
Tanja3
У нас идет звукозамена-"К" на "Т", т. е. говорит: "пота" вместо "пока"; и меняет "Г" на "Д", "дулять" вместо "гулять".
Как с этим бороться? Сыну уже 4,2года.
логомама
ЦИТАТА (Галъка)
Можно ли поставить эти звуки дома, занимаясь самим?

Можно попытаться, в легком случае ( по подражанию или без технической помощи) было бы можно.
В сложном случае для верного произнесения нужно долго выстраивать артикуляционный уклад - положение язычка во рту.
При Ш и Ж - язык наверху, боковые края языка прижаты к зубам. Только при таком положении - верное звучание. Если язык падает вниз - переход к "с", если края не прижаты - уход воздуха при произнесении звука в щеки - и всяческие призвуки от "ч" до "х".
Для создания этого уклада нужно делать упражнения (для примера):
"Лошадки"
"Грибок"
"Чашечка"
Загляните в первый пост, там есть ссылки на гимнастику и звукопостановку. :)
логомама
ЦИТАТА (Tanja3)
Как с этим бороться? Сыну уже 4,2года.

Изолированно произносит "К"?
Если - да, то делайте акцент на разнице в произнесении звуков "К-Т".
Загляните в тему "Фонематический слух", там есть раздличные игры для различения звуков на слух и в артикуляции. :)
Tanja3
"К" получается только в сочетании с согласными.Можно ли заниматься самостоятельно или нужен обязательно специалист?
Заранее спасибо за ответ.
логомама
ЦИТАТА (Tanja3)
"К" получается только в сочетании с согласными.Можно ли заниматься самостоятельно или нужен обязательно специалист?

Если у вас самих по подражанию, с показом правильного положения язычка (при К - задняя часть языка соприкасается с небом) не получится добиться от ребенка верного изолированного произношения звука - обратитесь к логопеду. :)
Tanja3
Логомама, спасибо!
Кислица
Здравствуйте логомама! Помогите и нам пожалуйста. Дочке на днях будет 5 лет. в саду не могут набрать логопедическую группу и нам предложили перейти. Но у нас проблемы с хождением в сад - частые простуды и нежелание ходить в садик. я боюсь, что мы и так со слезами ходим в свою группу, а переход в новую будет на нервах. Мы ходили к логопеду в поликлиннику консультироваться, нам сказали что не обязательно. Я хочу посоветоваться у Вас. Дочка не говорит Р и как будто говорит все через закрытый рот, из-за этого не внятная речь. Логопед сказала, что не правильно делает выдох при произношении звуков, что можно исправить. Подскажите нам пожалуйста, можно ли какие то делать упражнения. Я уже скачала артикуляционную гимнастику, начнем заниматься, что можно еще делать? Спасибо большое!
логомама
ЦИТАТА (Oksi-71)
Подскажите нам пожалуйста, можно ли какие то делать упражнения. Я уже скачала артикуляционную гимнастику, начнем заниматься, что можно еще делать? Спасибо большое!

В этой теме есть рекомендации по постановки звука "Р", но сразу оговорюсь - без помощи специалиста могут возникнуть сложности. :)
По поводу выработки правильного речевого дыхания - есть ряд игр-упражнений на направленную воздушную струю. Подойдут мыльные пузыри, свистульки, игрушки-ветренные мельницы. Так же детки любят играть в задувание легких ватных шариков в ворота, передвигать дутьем игрушки при купании в ванне. Очень хороши для выработки правильного дыхания музыкальные занятия - пение. :)
Кислица
Логомама спасибо большое! Будем заниматься, надеюсь, что все у нас получиться. Счастья Вам и здоровья.
Кислица
У меня еще к вам один вопрос. Сыну 16 лет и он не выговаривает мягкие Р и Л. в детстве ходил в логопедический группу в садике, но мы наверное слабо занимались. По этому поводу он немного комплексует. Смотрела всю информацию, но не нашла занятий, что бы самим заниматься. Посоветуйте нам, можно ли исправить речь. спасибо.
eqw
ЦИТАТА (Мультимама @ 26 фев 2008, 11:19)
Трое моих старших детей стали "Р" говорить только после пяти лет. Звук им ставил логопед в логопедической группе в саду. Младшая сама начала говорить буквально за несколько дней до своего четырёхлетия. Кстати, мне тоже логопед говорил, что лучше вообще не произносить какой-то звук, чем произносить неправильно.
*


меня когда в детстве к логопеду водили он тоже так сказал. и что? я до сих пор не могу сказать ни Р, ни К в начале слова. слово КАК для меня вообще не существует в виде звуков. только А.
что вот вы посоветуете. сейчас дети начинают повторять звуки а я толком им ничего сказать не могу
Южная Ночь
Племяннице 3 года- никак не может выговорить звук К- вместо него говорит Т.
т.е. кот -тот
каша - татя
покупать -тапутать
:D

повторения и исправления не помогают, похожа, она просто не знает, как произнест извук К :???:

какие упражнения можно поделать?

спасибо! :4u:



» Дописано позже
ой, всю тему не читала, сейчас вижу, что про звукозамену К-Т Вы уже отвечали на предыдущей странице :4u:

но она К сам по себе тоже не выговаривает :???:
Для перехода на полную версию с графикой и с возможностью отвечать в темы, пожалуйста, нажмите сюда.